«СОКРОВИЩА ХАКАСИИ» ДЕНЬ ТРЕТИЙ. ПОХОД ПО «ТРОПЕ ПРЕДКОВ» И СПЛАВ ПО РЕКЕ БЕЛЫЙ ИЮС

Пожалуй, этот день был самым лучшим во всей недельной поездке, я заношу его вообще в свой хитовый список лучших дней жизни, настолько мне понравились экскурсии и эмоции, которые я, да и вся наша группа, испытали. Это реально было круто! Я была в горах в Дагестане, Узбекистане, на Алтае, в Саянах, Альпах, в приЭльбрусье, да много еще где, – но оказалось, что сильно далеко не надо и ехать, чтобы увидеть необычное. Шли мы часа три по горной тропе и часок-полтора возвращались. Нагрузка много меньше чем с кордона Лалетина до столбов «Перья» дойти, хотя время заняло больше, так как тропа местами была опасная и шли медленно, часто останавливались. На мне были очень удобные кроссовки, но и они подводили, когда под подошвой проскальзывали мелкие камешки. Два человека сошли с маршрута сразу – мужчина в возрасте и девчушка, самая младшенькая участница группы, но остальные дамы, невзирая на возраст, вес и обувь мужественно докарабкались практически до финала (5 километров) и не менее мужественно вернулись на базу. Мы подбадривали друг друга, атмосфера похода была очень эмоциональной. А главное нас окружала нереальная красота!

Завтрак был сегодня в 8.00, встали по будильнику, далее поехали на турбазу «Томичка» (хозяйка из Томска),  расположенную в предгорьях Кузнецкого Алатау, рядом деревня Ефремкино.
Место это мне сразу понравилось само по себе. Воздух горный, не надышаться, стоят миленькие домики, но можно размещаться и в палатке.

Территория большая, дело поставлено серьезно, с инструктажем по ТБ под роспись и все такое.
Ну, может быть инструктаж мог быть и поподробней, так как у нас все свелось к тому, что надо делать все, что скажет сопровождающий инструктор и не делать ничего без разрешения. Инструктор Даша, молодая девушка была очень строгой, но вела нас четко по всем заявленным пунктам.
Что это вообще такое «Тропа предков?».
Правильное ее название «Тогыз-Аз» (что означает «Девять ртов», роль которых выполняют гроты). Например такие:

Тропа шаманов, а именно они по ней ходили в поисках  познания себя и окружающего мира, стоит на 2 месте по сакральности в Хакасии.
Тропа идет по высокому берегу реки опускаясь и поднимаясь, проходя по долинам, аркам и крутым склонам.
Здесь археологи нашли древнейшие в Сибири стоянки человека в пещерах, возрастом более 24 тысяч лет.
Входы в гроты шаманы расценивали как ворота в иные миры, где можно поговорить с духами.
В целом до двух месяцев занимал этот путь у шаманов. Мы решили, что так долго, так как там на каждом шаге можно садиться и любоваться окрестностями. А что, прошел 200 метров, разбил лагерь и медитируй пару дней, потом иди дальше. Времени у нас же было на все про все – полдня.
Мы полюбовались на первый грот. И резко пошли вверх.

Чем выше поднимались тем шикарней места.

Видели «родовое гнездо» какого-то местного «большого человека». Ничего так домик в заказнике, на большое семейство:

Виды потрясающие:

А это место для общения с духами (подозреваю, что новодел, но все равно интересно). Два круга – большой (женский) и малый (мужской). Нужно зайти в него по спирали, задавая свой вопрос и выйти так же по спирали. Все прошлись и «пообщались».

Вреда от этого нет, как говорится, но вдруг польза будет и откроется что-то иное. Для меня если не открылось, то уверилось – мир и покой человек носит в себе, в своей душе, внешние обстоятельства не должны его смущать. Можно садиться и любоваться окрестностями. А что, прошел 200 метров, разбил лагерь и медитируй пару дней, потом иди дальше. Времени у нас же было на все про все – полдня.

В гроты заходили по дороге, одни там с положительной энергией, другие с отрицательной, там приносили человеческие жертвы, археологами найдены соответствующие следы.
Я разницу между плюсом и минусом не ощутила, но это не значит, что ее нет. Кто-то наверное лучше в этом деле разбирается. Нам рассказывали, что вокруг еще много пещер, в том числе знаменитая «Ящик Пандоры», где кое-кто сознание теряет от этих всяческих энергией. Да, кстати говоря, что люди делают на этой турбазе? Ловят рыбу, ездят на экскурсии, сплавляются по реке и посещают пещеры. Пожалуй, я бы еще разик на эту «Томичку» с удовольствием съездила, там еще много чего было интересного.

Один грот мы пролезли насквозь, и это было чуточку опасно. Так как никаких тебе страховок, а внизу пропасть. Неловко ногу поставишь или равновесие потеряется и привет…
Вокруг не затоптанная природа, без мусора, все же народу там не так много, как на тех же озерах, хотя от поселка Шира это всего 20 километров. И это была редкая возможность побыть с природой в ее почти первозданном виде. Очень понравилось.
Это финал - в самый последний грот мы не пошли, только посмотрели на него.

Мы вернулись на базу, пообедали и отправились на сплав по реке Белый Июс. То есть нас отвезли на машине вверх по реке, потом посадили на катамараны, объяснили значение слов «гребет правый», «гребет левый» и «табань!» и мы поплыли.
Белый Июс соединяется ниже с Черным Июсом, потом они впадают в реку Чулым, которая, в свою очередь впадает в Обь, которая течет в Карское море. Ну так далеко мы не поплыли у нас было всего 18 километров. Плыли часа 2 или 3, помогая веслами и кое-где толкая катамараны руками, так как воды было маловато. Людей тоже было мало, не сравнить со сплавом по Мане, где туристов так много, что воды не видно, а тут спокойно, плыло всего 3 катамарана, причем мы малость отстали, так как гребцов особых не было.
Мы любовались на все те же скалы, но теперь снизу. У каждой скалы причудливой формы есть свое название и легенда. Ну, это обязательно, куда ж без сказок. Кстати говоря, узнали, что в районе много мишек. И иногда они выходят на берег и пытаются позавтракать туристами, особенно теми, которые медленно гребут…
Вода холодная, но очень чистая, воздух изумительный, солнце жаркое, мошкары нет – не сплав, а сплошное удовольствие.

И вот последний, он же самый первый грот:

Вернулись мы обратно в 19.30, поужинали и пошли в заказанную баню на 21.00.
Зря пошли, так как банщица перепутала время с датой и записала нас не на 21.00, а на 9 августа. Так что обломись… Пошли купаться на бесплатный пляж. Не все, только маньяки типа меня. Ага, пока купались стемнело. Вышли на берег, е-мае – нефига не видно. Ни одного фонаря. Пошли искать свою базу. Заблудились, так как ориентировались в основном по помойкам. Вот смотрю – не наша помойка и вдали темнота. Ага. Стали махать проезжавшим машинам чтобы узнать дорогу, но ни одна не остановилась, наверное думали что две пьяные бабы хотят чего-то странного. Но мы были совсем не пьяные, а мокрые, замерзшие и струхнувшие. Потом с какого-то балкона нас заметили нормальные люди и сказали куда идти.
Я рысью понеслась в душ, погреться и смыть с себя грязь и снова круто обломилась – его работа закончилась в 22.00 (а не в 23.00 как написано на объявлении) и на дверях уже висел замок.

Вспоминая непечатные слова пошла мыться к раковине в домике, где холодная вода… ну ничего, что ж.. вот да, она такая жисть на хакаском курорте, зато красиво, кое-как помывшись я ожила для игры в переводного дурачка, чем мы и развлекались с превеликим удовольствием часик. Но усталость и масса положительных впечатлений дня погнала нас в кроватки, где мы опять дрыхли как убитые бобики.

хорошоплохо (никто еще не проголосовал)