Про Бергамо-8

Про самый центр наконец собралась написать.

Центральная площадь Читы-Альты в Бергамо называется Пьяцца Веккья (Старая площадь) и производит неоднозначное впечатление. Хотя нет, не она сама, а крошечная площадка за ратушей, на которой теснятся храмы и гордо именуемая Пьяцца дель Дуомо (Соборная площадь).
Сами храмы разглядеть целиком практически невозможно, остается ощущение некого "сумбура вместо мыслей".

Кафедральный собор то ли построен, то ли перестроен в конце 17 века, но фасад изготовлен в конце 19-го, да и многое другое тоже.
"В 1689 году структура была отреставрирована по проекту Карло Фонтана. Еще один крупный ремонт был сделан в 19 веке, что привело к завершению неоклассического западного фронта в 1889 году."
Утверждается, что в городе изначально было два собора


(Слева ратуша, справа базилика, собор прямо по курсу, все то называется площадь)

"Не позднее девятого века в Бергамо были два собора: один был базиликой святого Александра, которая стояла на месте, которое, как полагают, было местом его мученичества, а другой был посвящен Сент-Винсенту, строительство которого, по-видимому, началось в в эпоху Ломбардов, на месте нынешнего собора. Епископ Джованни Бароцци заказал реконструкцию собора Сент-Винсента в середине 15-го века, за планы которого отвечал Филарет.
В 1561 году венецианцы разрушили собор Святого Александра по соображениям военной целесообразности, оставив Сент-Винсента единственным выжившим. В начале XVII века епископ Джованни Эмо объединил каноны двух старых соборов. Наконец, епископу Григорио Барбариго удалось получить от папы Иннокентия XI быка Exponi nobis от 18 августа 1697 года, который установил для епархии одну главу и один собор, изменив посвящение сохранившегося собора святому Александру вместо Сент-Винсента."

Правда не все так гладко
"История собора была противоречивой и предметом многочисленных спекуляций в последние столетия из-за отсутствие археологических находок и письменных источников до середины века. Только во время реставрационных работ, начавшихся в 2004 году, обнаружены остатки римского возраста, которые позволили с особой точностью реконструировать как здания, которые имели место в этом районе, так и городскую планировку района, в котором в настоящее время находится собор. Фактически, под полом возникали разные слои, каждый из которых соответствовал тому же периоду.
Самый старый показал наличие первого места раннего христианского богослужения, относящегося к пятому веку, из которого оно было принято только на существование."

"Считается, что христианство в районе Бергамо было принесено римскими христианскими узниками восточного происхождения, «Damnati to Metalla», которые были приговорены к работе на железных и каменных шахтах в верхнем Валь-Сериане. Став свободными, они продвигали создание разных сообществ, даже в Бергамо. Они были бедными общинами, которые нашли в мученике Сент-Винсенте из Сарагосы, но победили во Христе, покровителем его диаконата.
Первое место поклонения в романском стиле было посвящено этому святому; он имел важные размеры, настолько, что его периметр был таким же, как у нынешнего, и был построен в центре городской планировки того времени, искажая его идентичность. Подумайте, на самом деле, что в раскопках участок кардо в городе был найден в хорошем состоянии, стены принадлежали патрицианским виллам и мозаикам, относящимся к первому столетию. Это указывает на большую значимость, которую христианская община уже имела в тот период. Кроме того, появились гробницы Ломбардского возраста и фрески, приписываемые Учителю Рокка ди Ангера, а также автору других работ в церквях города во второй половине XIII века."

Из описания действий со зданием мало понятно, что это было, но длилось это двести с лишним лет. При этом согласья с предыдущей историей про два собора не наблюдается. И про размеры раннего храма тоже не ясно.

"В середине пятнадцатого века епископ Джованни Бароцци решил построить новое религиозное здание большего размера вместо прежнего, поручив проекту флорентийскому архитектору Филарету, который основал новый собор, посвященный не только Сент-Винсенту, но и Алессандро, латинский крест в плане с одним нефом с тремя маленькими полукруглыми часовенками с каждой стороны и восьмиугольным куполом павильона, а в предыдущей церкви было три нефа. Это была нелегкая работа, она способствовала приобретению части имущества города, имеющей возможность развивать только на одной стороне площади старинную лестницу, которая давала доступ от того, что было новой площадью до Палаццо делла Раджионе.
3 мая 1459 года был заложен первый камень и уже в 1467 году была завершена первая часовня с левой стороны, посвященная святой Екатерине и святому Джерому. Однако через пару лет работы были внезапно прерваны из-за смерти Филарете и одновременного избрания епископа Бароцци патриарху Венеции, что привело к его удалению. Отказ от работ, пожар в 1513 году из соседнего Палаццо делла Рагионе привел к тому, что Marcantonio Michiel в 1516 году написал: знаменитый Сан-Винченцо будет лежать необузданным и пустынным, не завершив восстановление своих руин.
Около тридцати лет работы остались неизменными, после чего они продолжались медленно: в 1611 году архитектор Винченцо Скамоцци был назначен руководить произведениями. Строительство началось снова в конце столетия, когда в 1689 году здание подверглось реконструкции Карло Фонтана, который поднял купол, расширил апсиду и, наконец, закончил работы в 1693 году.
Здание претерпело другие изменения, которые затронули как колокольню, купол, часовню Распятия, так и интерьер в девятнадцатом веке, период, который также восходит к фасаду, который был открыт 26 августа 1889 года, в день праздника Сант «Алессандро."

Куда перенесли мощи св. Александра? Если периметр старого собора такой же как нового, то куда он расширялся?

Сам собор сейчас перегорожен ратушей (Palazzo della Ragione). Не знаю, что к чему было прилеплено, но выглядит странно.


(ратушный портик)

Вики-ит многословно повествует о древней истории этой палаццы, но как обычно все очень запутано. Путеводитель сообщает "Она была построена в XII веке и обращена в противоположном нынешнему направлении, а в 1453 году фронтон был перенесен на сторону Пьяцца Веккья. В 1520 году архитектору Пьетро Изабелло было поручено спроектировать наземную сводчатую лоджию для аудиенций венецианских настоятелей, а также верхний салон именуемый "делле Каприати" (стропильный), так как его двускатная крыша стоит на деревянных стропилах. Попасть туда можно, поднявшись по большой лестнице, пристроенной к колокольне Кампаноне. В этом салоне не так давно разместился Музей фресок, в котором собраны настенной живописи, взятые из различных церквей и господских домов города Бергамо".


(ратушный портик, слева стена палаццо подесты и вход в музей с раскопками)

Если я правильно поняла, у палаццы нет ничего кроме этой "лоджии" и зала наверху. Вики пишет про замены колонн, но на мой взгляд это неубедительно)).
Там еще пожар(ы) 16 века упоминаются, предперестроечные, так что логичнее было бы предположить новую постройку.
Ну и "Первоначально внешний фасад был украшен гербами и ректорами Бергамо, а также львом Сан-Марко, разрушенным с появлением французов [1797] и восстановленным только в 1933 году, подаренным муниципалитетом Венеции."

Здание напротив палаццы называется Palazzo Nuovo, там сейчас библиотека (Biblioteca civica Angelo Mai). Про него говорится только, что оно было построено как раз для ратуши в начале 17 века, но его фасад "был оформлен лишь в 1928 году по старинным эскизам (1604-1611). В 1648-1873 гг. это был муниципалитет, а с 1928 года в нем разместили библиотеку".
Даже, что в здании было в 1873-1928 гг. - не сообщается. Говорят, внутри очень красиво. Ну почему бы нет? 🙂
Библиотека, кстати, одна из самых богатых в Италии. И с 1843 года она была наоборот - в палацце-ратуше. Такой вот круговорот))


(чудесный фонтан со змеями, львами и сфинксами)

Еще на Старой площади есть палаццо-дель Подеста, при создании в 12 веке именуемый Palazzo ex Zentilino Suardo и использовавшийся как жилье для гибеллинов Суарди, после отъема стал называться Hospitium potestatis. В 1442 году был продан братьям Авогадро, а те продали его Конгрегации Великого Милосердия (Congregazione della Misericordia Maggiore). При этом "после 1428 года с венецианским правлениемз здание было увеличено, вход на площадь был открыт, а внешняя лестница была соединена с залом Каприати Палаццо делла Раджионе и взято имя дворца юристов (palazzo dei Giuristi). Первый этаж здания стал Налоговой палатой, резиденцией камергера, подеста и капитана: вместе они сформировали судебную власть, был судья по причине гражданской практики и судья Малефисио (Maleficio) по уголовным делам."

Как это сочетается с Авогадро и Конгрегацией, не уточняется. После 15 века сразу идет пожар в конце 18-го. При французах "стало резиденцией Суда и провинциального суда", позже суд переехал в нижний город, а тут перебывало множество заведений, пока не были проведены раскопки с открытием римских древностей и теперь в здании находится музей, в основном виртуальный, если не считать результатов раскопок на первом этаже.

История башни Torre Civica по имени Campanone (Campanù in dialetto bergamasco), тоже изобилует провалами. Построена все теми же Суарди в 11-12 вв., в 14 веке была тюрьмой, "несколько столетий спустя структура была приобретена муниципалитетом Бергамо", "со второй половины двадцатого века здание было вовлечено в проект переоценки в туризме" и там сделали лифт. Да еще долго описываются колокола 17 века. Это всё.

В обширной вики-информации про Санта-Мария-Маджоре масса подробностей про 13-16 века и совершенно отсутствует что-нибудь про 18-20.


(базилика слева, справа капелла, выглядит все очень странно)

"Базилика Санта-Мария-Маджоре - это церковь, расположенная в Бергамо-Альта, на площади Пьяцца дель Дуомо. Построенная во второй половине двенадцатого века, внешний вид сохраняет оригинальные романские-ломбардные архитектурные линии, а интерьер оформлен в стиле барокко (с 1500 по 1700 год). Первоначально она была крестильной церковью собора Сан-Винченцо, построенной рядом с комплексом епископской курии Бергамо.
Согласно популярной традиции, частично подтвержденной документами, церковь была построена в соответствии с обетом, сделанным для Богородицы в 1133 году, чтобы защитить Бергамо от чумы, которая напала на Северную Италию.
Но церковь уже существует в восьмом веке, как описано Марио Лупо в его «Codex diplomus civitatis et ecclesiae bergomensis», опубликованном в 1784 году. Раскопки, проведенные под укладкой на юго-востоке, с открытием оснований предыдущей церкви, подтверждают его показания, церковь, построена на языческом храме, посвященном богине Клеменце, которая не поддерживается никаким источником."
"Надпись на портале южного входа (известном как «белые львы») восходит к восстановлению базилики до 1137 года магистром Фредо. К церкви, которую называли Санта-Мария, добавили Маджоре, чтобы указать на ее реконструкцию и расширение. Церковь не была расширена, но разрушена и построена заново."
"Первоначальный план был греческим крестом с семью апсидами, тремя центральными и четырьмя на трансепте, из которых три остались: апсида северо-запада была снесена в 1472 году Бартоломео Коллеони, чтобы освободить место для его мавзолея."
"В базилике также проводились собрания людей, согласно практике, широко распространенной в период свободных общин, но в конце тринадцатого века политическая ситуация изменилась, Бергамо перешел к Висконти, а затем в Венецианскую республику; Базилика постепенно утратила свою политико-социальную роль и оставалась только духовной."
"14 марта 1453 года Папа Николай V объявил церковь освобожденной от епископской юрисдикции и перевел в зависящую от папской юрисдикции. Это позволило создать бесплатные школы грамматики и музыки для нуждающихся детей на службе литургии в Базилике. Это было только начало музыкальной часовни."
"Здание подверглось другим изменениям внутри в семнадцатом веке из-за главным образом декоративных вмешательств (выполненных между 1614 и 1651 годами) Франческо Мария Ричини, Джованни Анджело Сала и Джованни Барберини. В тот же период тибурий также был переработан."

Всё, дальше тишина))

Самое забавное - история баптистерия.
Путеводитель сообщает "Справа от Капеллы Коллеони стоит восьмигранный баптистерий, вновь отстроенный на нынешнем месте в 1340 году с использованием оригинальных частей...
Истори баптистерия очень неоднозначна: первоначально он размещался внутри церкви Санта-Мария-Маджоре. Но когда в 1650 году обряд крещения был перенесен в собор (Дуомо), более не использовавшийся баптистерий выглядел громоздким и был разобран на части, которые хранились на складе Мизерикордия-Маджоре до тех пор, пока не было принято решение снова собрать его во Дворе Каноников в 1856 году, откуда он был вновь перенесен на его текущее местоположение в 1898 году. Однако со временем здание претерпело некоторые изменения, крыша была переделана по случаю первого переезда, а в результате последнего был изменен и приподнят фундамент. Баптистерий был отреставрирован и приведен в порядок в 2007 году."

На крыше у него 8 Добродетелей и 8 Блаженств, а внутри барельефы 14 века. Триста лет сохранялись в кладовке, да.


Вот так вроде бы баптистерий выглядел раньше.

Про Капеллу Колеони в путеводителе тоже занимательно. Особенно про оградку с яйцевым гербом))



Между прочим, Капелла является частным владением и фотографировать в ней нельзя((


Оградка 20 века

Еще картинок


Распятие между гермами на Палаццо-Нова


Угол кафедрального собора слева и базилика с запутанной архитектурой


Вид на базилику из дальнего угла то ли двора, то ли улицы. Здание перед базиликой именуется (или принадлежит) Ateneo di Scienzi lettere ed Arti.
Перевести с итальянского названия непонятных организаций г-переводчик корректно не может, но из путеводителя становится известно, что этот уголок называется Университетской площадью (Piazza del'Ateneo), и на ней стоит "неоклассическое здание (1810), в котором размещался Университет естественных наук, филологии и искусства, в настоящее время находящийся в Нижнем городе".
Ateneo образован указом Наполеона в 1810 году путем слияния двух организаций, одной филологической - Accademia degli Eccitati (г-переводчик дает Академию возбужденных или взволнованных, не знаю, что имелось в виду на самом деле), созданной в 1642 году и угасающей с 1664 (о дальнейшей судьбе этого угасания сведений не приводится), и второй, еще более непонятной, - Accademia d'Agricoltura o degli Arvali, действовавшей в 1769-1797, о которой вообще ничего не известно: "Секретарь академии Майрони да Понте в протоколе 1788 года написал, что многие документы были утеряны, а племянник Джованни Майрони да Понте написал в 1815 году, что я восстановил все, что у нас осталось..."
Еще непонятна фраза "Созданный в 1869 году как моральный институт, Университет контролируется Министерством культурного наследия и деятельности". Возможно, это некорректный перевод или неточная фраза авторов текста, не знаю.

"В 1818 году ему [Ateneo] было присвоено место над фонтаном Висконти на площади позади площади Пьяцца Дуомо."


Фонтан

Под ратушей выложена "на полу находится мраморная плита, на которой обозначены эллипсы: это аналемма или солнечные часы, начерченные в 1798 году Джованни Альбричи для указания прихода солнца на меридиан, то есть астрономического полудня, с помощью тени гномона." На одной плитке стоит дата восстановления - 1982. На другой - 1857.
"С 1982 года после восстановления и гравировки часы также показывают дату и положение знаков зодиака".


Гномон


Табличка про 1857 год

На стене (возможно, это стена собора) под ратушей барельеф и табличка, выглядящая довольно старинной, с датой 1957 (MCMLVII). Стилизация?

https://mudraya-ptica.livejournal.com/332566.html

хорошоплохо (никто еще не проголосовал)
Loading...Loading...

Tags: , , , , ,

Leave a Reply