К французской готике. Сен-Дени

Сен-Дени
Д1

Д2

Когда пишешь о таких местах как Сен- Дени - трудно найти баланс между избыточностью из-за тиражирования общеизвестного и чистой субъективностью, как раз и возникающей из опасения повторять общеизвестные вещи.

Д3

Д4

Д5

Д38

Собор Сен-Дени (Basilique Saint-Denis) освящен во имя святого мученика, первого епископа Парижа (Лютеции) Дионисия, казнённого (обезглавленного) в 3 веке. После того, как Дионисию и его сподвижникам Рустику и Елевферию отрубили головы (по преданию, на Монмартре - "горе мучеников"), Дионисий встал, взял свою голову в руки и прошел 6 километров до селения Катуллиакум, где и отдал Богу душу (по иной версии он шел до своего храма и был погребён там благочестивой женщиной Катуллой - ср. с Катуллиакум).

Д17

Д16

Д29

Тема святых главоносцев меня задела давным-давно, в ранней юности, с рассказа Федора Павловича Карамазова: «справедливо ли, отец великий, то, что в Четьи-Минеи повествуется где-то о каком-то святом чудотворце, которого мучили за веру, и когда отрубили ему под конец голову, то он встал, поднял свою голову и «любезно ее лобызаше», и долго шел, неся ее в руках, и «любезно ее лобызаше»...Я потому и упомянул, что рассказом сим смешливым вы потрясли мою веру, Петр Александрович. Вы не знали о сем, не ведали, а я воротился домой с потрясенного верой и с тех пор всё более и более сотрясаюсь.»
Конечно, сюжет доведен до абсурда этим «любезно ее лобызаше», но и без того казался мне диким и веропротивным. Время шло, и привелось убедиться, что сюжет то крайне распространенный, в первую очередь, в католической традиции, но проникший и в нашу (сведующие люди упоминают Меркурия Смоленского и Иоанна Казанского).
Легко находим: «Во французском исследовании народной житийной литературы выявлено 74 святых главоносца (Cahier, 1867. P. 761-766).» Флорентийский святой Миниато – один из них.
Рекомендую также прекрасный пост уважаемой https://gorbutovich.livejournal.com/60394.html.
Сюжет явно западно-европейский, я лично не припомню его в византийской агиографии. Мне представляется, что его происхождение достаточно традиционно. Сначала появились иконографические образы с ихображениями Иоанна Предтечи и св. Мучеников, претерпевших кончину отсечением головы с атрибутом мученичества – собственной головой в руках. Далее монашеская фантазия уже сделала следующий шаг, представив несение святым собственной отсеченной главы как реально зафиксированное событие. Иконографический образ отобразился из вечности обратно во время и вновь отразился уже во множестве художественных образов католической и посткатолической традиций.
Д12

Д13

На месте погребения Дионисия в 5 веке построили часовню, а в 7 веке основали бенедиктинское аббатство Сен-Дени. В 770-775 гг. там  возвели собор, освященный в присутствии Карла Великого и впоследствии (1130е – 1151гг.) перестроенный аббатом Сюжером (Сугерий, Сюже). С 9 века святой покровитель аббатства начинает отождествляться с упомянутым в Деяниях Апостолов Дионисием Ареопагитом «Итак, Павел вышел из среды их. Некоторые же мужи, приставшие к нему, уверовали; между ними был Дионисий Ареопагит» (Деян., 17, 34)), а после перевода Иоанном Скотом Эуригеной знаменитого труда Псевдо Дионисия Ареопагита "О небесной иерархии" - родной для аббатства стала и христианская неоплатонической философия Псевдо Дионисия Ареопагита, даже несмотря на справедливые попытки кратковременно пребывавшего среди братьев аббатства Абеляра опровергнуть какую - либо связь аббатства с Ареопагитом Деяний Апостольских и Псевдо Дионисием. Прекрасный Эрвин Панофский в своей небольшой работе "Аббат Сюжер и аббатство Сен-Дени" (можно скачать в интернете в fb2) мастерски рассказывает о создателе "первого готического храма" - Сен-Дени - аббате Сюжере. Панофский рассказывает как о самом Сюжере-человеке, перестроившем ещё вполне добротный прежний романский храм в стиле, который станет "готикой", так и о влиянии на Сюжера (а значит и на возникновение готического храма как такового) Псевдо Дионисия Ареопагита и Иоанна Скота.  Сюжер (как он пишет сам о себе в Жизнеописании короля Людовика Толстого (тоже есть в fb2)) -  "Сугерий, терпением Божьим аббат Святого Дионисия Ареопагита") - обосновывает свои перестройки и архитектурные принципы с прямым цитированием либо поэтическим пересказом Псевдо Дионисия. Так Псевдо Дионисий оказывается не только в первооснове восточнохристианской (православной) эстетики и эстетики раннего итальянского Возрождения, но и в первооснове готики. А "архитектура света" – готика - под влиянием того же Псевдо Дионисия рождается как антитеза всему романскому и византийскому.

Д14

Сюжер начал с вестверка, который (за исключением  снесенной после урагана и неудачной реконструкции в середине 19 века северной башни) во многом сохранился таким, каким был задуман Сюжером и приглашенным им неизвестным зодчим (башню, кстати, возможно восстановят). Западный фасад совсем недавно был удачно отреставрирован. Мне вообще повезло - французы недавно дореставрировали все великие церкви, которые я видел, за исключением Суассонского собора, западный фасад которого ещё в лесах.

Д15

Д18

Д19

Д20

Д21

Д22

Д23

Д24

Д25

Д26

Сюжеру пришлось оправдываться, что новый вестверк с его 3мя порталами, окном-розой и всей изысканностью был построен до разрушения от времени прежнего (и камни то он сохранил и вложил в новые стены и все было сделано лишь для того, чтобы паломники свободно могли входить и выходить, не создавая опасной давки). Но, конечно, все делалось ради красоты, символики Небесного Иерусалима и ради света. Ведь дальше Сюжер в 1140-1144гг  полностью перестраивает хор, пронизывая его светом, строит прекраснейший деамбулаторий, в котором уже практически не остаётся плоскостей стен, строит новую крипту, вписывая в нее старую, с мощами Дионисия.

Д7К

Д8К

Д9К

Д10К

Считается, что Сюжер положил начало готики, всего лишь совместив уже известные и широко использовавшиеся ранее бургундскую стрельчатую арку и нормандский нервюрный свод. Но чего он и только он этим достиг! Ведь Сен-Дени послужил образцом для большого количества прочих "великих готических соборов Франции", в том числе и знаменитого Нотр Дам де Шартр и для парижского Нотр Дам. Часть этих великих соборов я видел. Но нигде я не видел такого света, такого чуда, сотворенного светом. Забегая вперёд, скажу, что подобное потрясение от света собора, именно яркого чистого света, а  не приглушенного  и проблескивающего,  как в том же Шартре, я испытал ещё раз только в Суассоне. А ведь Сюжер был вынужден оставить в неприкосновенности центральный неф базилики, как освящённый по преданию самим Христом.
Д6

Д34

Д36

Д11

Витражи хороши
Д39

Д40

Д41

Д42

Д43

Д44

Д45

Д46

Есть и поновее (довольно много)
Д47

Д48

Д49

Большинство рассказов о Сен-Дени посвящено гробницам королей.
Д33

Д35

Я почти не фотографировал гробницы, так как в сети можно найти прекрасные отчёты с очень хорошими фото по этой теме, например...
https://vita-colorata.livejournal.com/501874.html
https://stilo.livejournal.com/536921.html.
Целый русскоязычный форум по Сен-Дени: http://richelieu.forum24.ru/?1-32-0-00000001-000-20-0. Можно закопаться в детали.
Я в этом посте из-за хорошей известности объекта позволил себе не комментировать фотографии. Иначе непонятно, когда я смогу дорассказать о путешествии длиной всего в 5 дней. Все равно извините.
Еще немного барельефов с порталов
Д27

Д28

Д29

Д30

Д31

Д32

Скоро напишу о Суассоне.
К французской готике. Вступление
К французской готике. Амьен.

https://mrs-mcwinkie.livejournal.com/404649.html

хорошоплохо (никто еще не проголосовал)
Loading...Loading...

Tags: , , , , ,

Leave a Reply