Не проезжайте мимо Гатчины!

Каждый раз не буду рассказывать, что такое проект "Открывая Ленобласть", лучше зайдите на сайт и посмотрите сами, заодно и других авторов почитайте :). А я буду показывать свое видение и проекта и мест, которые успела сама посетить в рамках #openlo2018 (огромное спасибо за такую возможность spbblog
Сегодня пробежимся по Гатчине так, чтобы вам захотелось изучить этот город более подробно.
Готовы? Тогда пошли гулять
DSC_1595_lj.jpg

1. Мое участие в проекте  #openlo2018 состоялось на втором выезде. Направление - юг Ленобласти. А если быть точной, то Гатчина - Луга - Волосовский район.  Рано утром встретились на Московском проспекте, заправились и перекусили на АЗС и поехали открывать Ленобласть. Хочу сказать, что для кого-то совсем все неизведанное, кому-то наоборот - обновить знания мест. Для меня же оказалось и то и другое. Первой точкой для всех экипажей была Гатчина.  И оказалось, что несмотря на мою любовь к этому месту, я не так уж много знаю, хотя люблю приезжать сюда на фотосессии. Гатчина – пригород Санкт-Петербурга, прежде всего известный роскошным дворцово-парковым ансамблем, который входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Из-за его больших размеров на осмотр необходимо выделять целый день, в то время как остальные, не менее интересные части города могут остаться в стороне.

2. Гатчина - удивительное место. И это далеко не только всем известные пейзажи с замком, это улочки, соборы и... атмосфера!
Доминанта города - Покровский собор. На первый взгляд в этом православном храме нет ничего особенного, но, если совершить путешествие по страницам истории, можно узнать, что перед туристами открывается уникальный долгострой: собор начали строить еще в конце XIX века, а свой запланированный внешний вид храм приобрел спустя добрую сотню лет — в 2011 году. Сперва на этом месте стоял двухэтажный деревянный дом, который переоборудовали под временную церковь. Параллельно началась разработка и строительство каменного собора по проекту архитектора Л. М. Харламова и инженера А. А. Барышникова. Работы по возведению собора начались в 1905 году, при этом стоит отметить, что в строительстве принимали активное участие многие местные жители, помогали чем могли: кто-то средствами и материалами, а кто-то даже собственными силами. Так, к 1914 году храм был практически готов и торжественно освящен. Однако, отделочные работы так и не были окончены. Виною тому стал ряд исторических событий — это и Первая мировая война, и Октябрьская революция. Таким образом, в силу множества обстоятельств, фасад собора оставался не оштукатуренным ещё до 2011 года.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9. Соборная является одной из старейших улиц города, образована в 1796 году. Первое её название — Малогатчинская, связано с тем, что по ней проходила дорога в деревню Малая Гатчина. Изначально она находилась на месте Собора Святого апостола Павла. С конца XVIII века на Малогатчинской улице строились купеческие дома. Большинство из них сгорели при пожаре в 1837 году. После этого на улице стали строить каменные двухэтажные дома по проекту главного архитектора Гатчины А. М. Байкова.

10.  Удивительное дело.. стоит отойти от трассы и ты оказываешься в другом веке среди старых малоэтажных домов. Этим и интересна Гатчина. Здесь удивительная атмосфера. Не пожалейте выходного дня, чтобы походить по этим улочкам.

11.

12.

13. Приоратский дворец. Еще одна визитная карточка Гатчины.
Довольно оригинальное сооружение, чей облик выделятся на фоне других построек Гатчины. Он был возведен в XVIII столетии по проекту Н. А. Львова.

14. Приоратский дворец заметно отличается от большинства архитектурных памятников в пригородах Петербурга. Здесь нет шика и блеска эпохи барокко и рококо, нет красочных виньеток. Это строгое здание в чем-то близко даже к европейской готике. Строил его архитектор Львов, который у современников получил прозвище «русский Леонардо», ибо занимался он не только строительством зданий, но и сочинением стихов и музыки, пиротехникой, геологией и живописью. В строительстве дворца Львов не только прибегнул к совершенно иному стилю архитектуры, но и применил новации в самой конструкции здания. Дворец предназначался для приора — изгнанного Наполеоном с Мальты рыцарского ордена принца Конде. Но в итоге вышло так, что там никто толком и не поселился. Стены дворца в разное время служили городу — турбазой и дворцом пионеров, но сейчас здание используется именно в качестве музея. Во дворце сегодня играет музыка, посетителям рассказывают о тайнах Мальтийского ордена.

Справка:
Территориально город разделён на три основных планировочных района, которые разделены железнодорожными линиями. В каждом из них неофициально выделяют несколько исторически сложившихся микрорайонов. В центральном планировочном районе основную часть территории занимают парки — Дворцовый, Приоратский, Сильвия, Зверинец и Орлова роща.
К востоку от них располагаются жилые микрорайоны с преобладанием многоэтажной застройки — Центр, Хохлово поле, Въезд и Рощинский. Между Дворцовым парком и Балтийской линией железной дороги находится микрорайон Красноармейский. В центре западной части города расположен крупный жилой микрорайон Аэродром. К северу от него находится Егерская слобода, застроенная малоэтажными частными домами, и Мариенбург, в котором частный сектор соседствует с многоэтажной застройкой. К западу от Мариенбурга находится Промзона 2, в которой сосредоточено несколько крупных предприятий. К югу от Аэродрома находятся микрорайоны с преобладанием малоэтажных жилых домов — Киевский и Химози. Основную часть восточного планировочного района занимают Промзона 1 и Промышленный микрорайон. К югу от них находится Загвоздка — территория малоэтажной застройки. Кроме города в состав муниципального образования входит деревня Большая Загвоздка. В Гатчине насчитывается около 200 улиц. Главной магистралью города является проспект 25 Октября.

15. Конечно же, говоря о Гатчине, нельзя не вспомнить о парках.
Дворцовый парк – один из самых красивых и загадочных пригородных парков Санкт-Петербурга. Создавая рукотворные ландшафты на основе естественных хвойных массивов, возводя парковые павильоны, архитекторы и садовые мастера прошлого сумели вдохнуть образы европейского зодчества в императорские владения и преобразить суровую северную природу. Задуманные мастерами пейзажи с любовью и заботой сохраняются сотрудниками музея с 1918 года и до наших дней.

16. Знаете ли вы, что Гатчинский замок в разное время года смотрится по-разному? И что такая особенность вызвана выбранным материалом для строительства - снаружи здание облицовано парицким известняком, добывавшимся недалеко от Гатчины в деревне Парицы. Облицовка вестибюля и парапета над карнизом была сделана из пудостского камня. Именно эти материалы и создают образ Гатчинскому дворцу, который меняет цвет в зависимости от температуры. Поэтому не удивляйтесь, когда видите на фото замок то серого, то песочного, то более темного цвета. Это его отличительная особенность.

17. Гатчинский дворцовый парк начал создаваться вместе с дворцом. Он стал первым пейзажным парком в России. Для его создания был приглашен знаменитый мастер из Италии Иоганн Буш. Гатчинский парк выполнен в английском стиле. Здесь нет строгой упорядоченности, создатели только подчеркнули естественную природную красоту. Садовники добивались поразительного эффекта, высаживая растения с различной по цвету листвой и хвоей.

18. Гатчинские парки никогда не надоедают. Гулять по ним можно часами, и удивительно, но вы постоянно будете находить что-то новое для себя.

19.

20.

21.

22. Конечно.. Ну конечно же - основная и известная достопримечательность Гатчины - это дворец. Вы точно не пройдете мимо и любой житель города покажет вам, как добраться до парка и дворца. По опыту знаю, что и дня не хватит, чтоб нагуляться здесь и все осмотреть. Но один раз приехав сюда, вы будете возвращаться вновь и вновь.

Гатчина имеет уникальную историю, которая в дальнейшем определила развитие этого города. История Гатчины начинается с 1765 года, когда Екатерина II дарит эти земли своему фавориту – графу Григорию Орлову за то, что тот поспособствовал возведению ее на престол. Граф Орлов сразу начинает обустраивать полученные земли. В этот период появляется Гатчинский дворец, напоминающий английский средневековый замок. Его чопорный внешний вид входит в контраст с внутренним убранством и интерьерами дворца. На вид дворец выглядит огромным, лишенным изящества. Однако, посетив его, вы удивитесь насколько искусно использовано в нем пространство и богата его обстановка.

23. Строительство Большого дворца в Гатчине было начато в 1766 году. В те времена хозяином усадьбы был граф Григорий Орлов. Автором проекта стал знаменитый архитектор Антонио Ринальди. Он решил построить дворец, который бы по форме напоминал охотничий замок с подземным ходом и башнями. Строительство дворца продолжалось 15 лет и было завершено в 1781 году. Позднее он несколько раз перестраивался, но никогда радикально не менял своего первоначального вида. Основное здание дворца соединено полукруглыми галереями с двумя хозяйственными каре — конюшенным и кухонным. Сочетание массивных корпусов каре с изящным центральным корпусом создают органичное соединение черт крепостной цитадели и загородной виллы. Одна из характерных черт, создающих впечатление укреплённого замка — бастионная стена с амбразурами и двумя бастионами, «охраняющими» мосты, перекинутые через ров. Профиль стены в плане зеркально повторяет конфигурацию южного фасада, композиционно замыкая парадный плац, предназначенный для проведения военных парадов и смотров.

В центральной части дворца находились парадные залы, а каре выполняли, как и задумывалось, вспомогательную функцию. Ринальди заложил в проект дворца потайной подземный ход, чтобы можно было незаметно и быстро покинуть дворец. Надо сказать, что во дворце имеется множество потайных дверей, комнат, коридоров и лестниц. Одни из них ведут к подземному ходу, другие позволяют быстро попасть из одного конца усадьбы в другой, третьи были просто служебными помещениями. Сегодня в потайную часть дворца посетители могут попасть только в сопровождении экскурсовода.

24. После того как Григория Орлова не стало (1783 г.), Гатчину выкупила у его наследников Екатерина II. Императрица подарила имение со дворцом своему сыну Павлу Петровичу. Он очень полюбил это место, и вскоре перебрался сюда, устроив здесь личную резиденцию. Надо сказать, что до этого Павел много путешествовал по Европе и был под впечатлением от увиденного. Некоторые постройки его особо вдохновили, и он решил построить нечто подобное в Гатчине. К примеру, павильон Венеры стал копией сохранившегося до нашего времени оригинала из замка Шантильи во Франции. Будущий император решил несколько видоизменить дворец и гатчинский парк. Появились бастионы с пушками, подъемные мосты и рвы. Перестройкой дворцово-паркового комплекса руководил Винченцо Бренна – известный в те времена архитектор. Он тесно сотрудничал с не менее известным мастером своего дела - В. И. Баженовым.

Очень рекомендую взять экскурсию по дворцу. Это очень интересно и удивит вас несомненно!

25.

Многие интерьеры были утрачены и после революции и особенно во время Великой Отечественной войны. В здании долгое время находились разные учреждения. И можно сказать, что возрождение убранства дворца только началось, хотя и сделано уже очень многое.

На втором этаже вы попадёте в чарующую атмосферу парадных залов, где великолепие и роскошь сочетаются с изумительной лаконичностью. Здесь нет обилия зеркал и мало позолоты, но каждый интерьер по-своему мил и хорош. Воздушную лёгкость и объём Белому залу придаёт преобладание белого цвета и искусно выполненная лепнина на стенах. Небольшую Мраморную столовую украшают шестнадцать каннелированных колонн коринфского ордера. Изысканный растительный орнамент подчёркивает утончённость и элегантность Овального будуара императрицы Марии Фёдоровны. Небесно голубой лионский шелк и расписные пилястры искусственного мрамора придают особую притягательность Парадной опочивальне. Входя в Верхнюю Тронную императора Павла I, вы ощутите невольный трепет. Сказочные, роскошные гобелены как нельзя лучше подчёркивают статус венценосного владельца. Особую прелесть парадным залам придают паркеты, выполненные из ценных пород дерева, рисунок которых не повторяется.

27. Мраморная столовая.
Один из наиболее выразительных интерьеров, созданных архитектором Бренной в стиле классицизма. Зал зрительно делится на две части: большую, где устанавливались столы для парадных обедов, и буфетную, отделенную от основного объема балюстрадой, которая не только функционально организует пространство, но и служит постаментом для декоративных мраморных ваз. В центре находится статуя Эрота, натягивающего тетиву лука (копия ХVIII века с античного оригинала скульптора Лисиппа).
Мраморная столовая сильно пострадала в годы Великой Отечественной войны: рухнули перекрытия, обгорели деревянные детали, из-за пожара мрамор уникальных колонн обсыпался под малейшем прикосновении. Понадобилось почти 13 лет кропотливого труда, прежде чем посетители смогли снова увидеть этот эффектный, «мраморный зал», открывающий северную анфиладу парадных помещений.

28. Архитектор В. Бренна проявил незаурядный вкус и фантазию создавая этот исключительный интерьер, где все проникнуто особой парадностью и роскошью. Небольшое по своим размерам помещение (всего 50 квадратных метров) воспринимается центром анфиладных комнат, что достигается богатством декоративной отделки и обилием позолоты, которая тактично оттеняет лепнину плафона, резной орнамент дверей и украшенные гипсовыми маскаронами десюдепорты (наддверники). В золоченые рамы вставлены уникальные ковры, изготовленные на Королевской мануфактуре гобеленов и подаренные королем Франции Людовиком ХVI великокняжеской чете — Павлу Петровичу и Марии Федоровне в 1782 году. (Супруги путешествовали по Европе инкогнито под именами графа и графини Северных).

29.  Верхняя тронная Павла I
В Гатчинском дворце в царствование Павла I существовало четыре тронных комнаты. Наиболее пышной и торжественной по своему убранству являлась Верхняя Тронная. Здесь император устраивал аудиенции, принимал иностранных послов и важных гостей, требуя от присутствующих неукоснительного соблюдения придворного этикета.

30. Парадная опочивальня императрицы Марии Федоровны относится к самым совершенным творениям В. Бренны. Подобные представительские апартаменты, в восемнадцатом столетии располагавшиеся на пути обязательного следования гостей, не только подчеркивали социальный статус хозяев, но и возвеличивали обыденные стороны жизни. Гармоничное сочетание всех элементов отделки, их утонченность, превосходные живописные и скульптурные вставки, а также позолота, изысканно введенная в гипсовую лепнину и резной декор — все это делало зал «прелестной и лучшей комнатой дворца».
В годы второй мировой войны уникальный интерьер был почти полностью уничтожен. Реставраторам пришлось воссоздавать художественное убранство заново: большинство скульптурных элементов декора выполнила знаменитая лепщица Л.А. Стрижева; на основании иконографических материалов был воссоздан плафон художником Ю.Ф. Шитовым; ткань для балдахина изготовили в Лионе на бывшей мануфактуре К. Пернона по историческому образцу конца ХVIII века.За Парадной опочивальней следуют пять «личных» комнат императрицы Марии Федоровны: они начинаются Овальным будуаром, из которого одна дверь ведет в кабинет, расположенный в башне, другая — в Туалетную, откуда через маленькую проходную можно попасть в Зеленую угловую.

31. Будуар Марии Фёдоровны. В начале ХIX века (1807–1811 годах) во дворце под руководством архитектора А.Н. Воронихина проводились работы по декорированию и частичной переделке некоторых помещений Центрального корпуса. В Овальном будуаре тоже произошли изменения. На стенах вместо лепнины появилась полихромная роспись (вазы с цветами и пышными гирляндами роз). В конце 1850-х годов стены зала затянули «оливково-зеленым» шелком. В 1923 году под тканью обнаружили хорошо сохранившуюся роспись, которую решено было экспонировать.
Будуар, как и большинство парадных залов Гатчинского дворца, пострадал в годы Великой Отечественной войны. Реставрационные работы окончательно завершены в 2007 году.

32.  Туалетная императрицы Марии Федоровны. Здесь сразу чувствуется искусная рука А. Ринальди, который, используя свои излюбленные приемы, создал отделку, заставляющую подолгу всматриваться в прихотливый декор стен, падуг, перекрытия.

33.  Галерея вдоль каре. Греческая и Чесменская.

34.

35.

36. Греческая галерея появилась при перестройке дворца в 1796-1797 годах на месте открытой галереи. Она связывала помещения, расположенные в бельэтаже главного корпуса дворца с Арсенальным каре. Отделка галереи была выполнена по чертежам архитектора В. Бренны в 1790-е годы. Для европейского общества конца ХVIII века было характерно увлечение античностью. Этим можно объяснить использованием в оформлении галереи рельефов с изображением сцен античного быта.

37. Белый зал парадной половины Павла I. Самое большое парадное помещение (250 кв.м.), занимающее центральную часть дворца, своими арочными дверями-окнами выходит на открытую террасу, откуда открывается превосходный вид на огромный плац и строгие стены Кухонного и Арсенального каре. Белый зал всегда использовался для пышных торжеств, праздничных приемов и многолюдных балов.

38. Основой неподражаемых, свободных и тонких композиций является растительный орнамент.

39. Здесь нет позолоты, что вовсе не умаляет роскоши и «внешнего блеска» этого зала, который во многом сохранил первоначальную ринальдиевскую отделку: общую разбивку стен пилястрами, падуги перекрытия, наборные двери с наличниками розоватого искусственного мрамора

40. Для окраски стен и плафона архитектором использованы различные оттенки пастельных тонов — бледно-зеленых, голубых, сиреневатых. Такой фон превосходно оттеняет живописный гипсовый декор, словно стремящийся вырваться за границы отведенного ему пространства профилированных рам, карнизов, полуовальных тяг, создавая ту особую выразительность и «неровность», которая позволяет называть Белый зал наиболее интересным и ценным интерьером дворца. Еще при первом владельце Гатчинского дворца Г.Г Орлове в Белом зале была размещена мраморная скульптура и рельефы: над камином — римские антики «Жертвоприношение императора Тита» (I век н.э.) и овальный медальон «Церера и Флора», слева — пострадавший уже в ХX веке — горельеф «Путник» (конец I века н.э.).

41.

42. Спускаемся вниз, чтоб потом подняться на башню. Все таки тут потрясающая атмосфера  и этот камень и высокие потолки... Уходить не хотелось.

43. Покоряем 191 ступень Сигнальной башни.

44.

45. Это трудно описать словами. Парить над городом, над замком. Потрясающие виды на Гатчину.

46.

47.

48.

49. Великолепная София, научный сотрудник дворца, которая удивительно интересно рассказывала нам о Гатчине, истории и самом дворце.

50. Пора спускаться, чтоб попасть уже под землю.

51. Чаще всего гроты в парках строились в чисто декоративных целях. Однако гатчинский грот «Эхо» является исключением из правила: его арка оформляет выход из подземного хода – наклонной подземной галереи. Эта галерея, шириной около 4 метров, берёт своё начало в подвальном этаже Гатчинского дворца. Протянувшись более чем на 100 метров по центральной оси Гатчинского дворца, она ведёт через арку грота на берег Серебряного озера, к остаткам специально построенной перед тоннелем полукруглой каменной пристани.
Своё название грот «Эхо» получил благодаря акустическому эффекту, который был обнаружен его посетителями ещё в XVIII веке. Если перед аркой грота сказать фразу или слово, то через довольно продолжительное время они внезапно, с «необыкновенной ясностью», возвращаются, многократно повторяясь.

С гротом «Эхо» связана одна любопытная история. Якобы, раньше на стенах подземной галереи висела разная конская упряжь, которую однажды сняли. А когда дочь Павла I, вбежав из парка в галерею, не увидела развешенной упряжи и закричала: «Кто украл хомуты?», эхо, естественно, ответило: «Ты… ты… ты… ты…». С тех пор эту фразу чаще других можно услышать в гроте «Эхо». Другие вопросы не буду раскрывать, сходите сами на экскурсию и попробуйте. Это очень интересно!  Хотя... эхо порой проявляет некоторое упрямство и искажает слова. А какие снова не раскрою секрет))

52. Пол подземного хода вымощен известняковыми плитами, а его стены и пологий арочный потолок выложены из пудостского камня. Для освещения галереи используется электричество, однако раньше она освещалась только рассеянным светом, который проникал в неё через четыре круглых каменных колодца.

53.

54.

55.

56.

57. А какие еще тайны хранит Гатчинский дворец - узнайте сами. Стоит всего лишь сесть в машину, электричку, маршрутку или даже велосипед и приехать сюда. Неужели вы еще не были в Гатчине? Тогда вам сюда!

Спасибо командам второго выезда за хорошую компанию, новые знакомства и впечатления: dimanos krasnyakova asio 2dar michaelmilaev radzivanovich dvorkolodets

Организаторы проекта "Открывая Ленобласть":газета Metro и Сообщество Питерских блогеров
При поддержке Администрации Ленинградской области и Дорожного радио
Генеральный партнер: Сбербанк
Инновационный партнер: Технопарк "Политехнический" и Motionpix
Телеком-партнер: компания МТС
Официальные партнеры: web-студия PetrogradWeb и Петровский автоцентр, компания Danone.
Информационные партнеры: социальная сеть Одноклассники, Ленинградская областная торгово-промышленная палата, Kudago, Карповка, Комитет по туризму в Ленинградской области, Bigpicture.Ru, Наши походы.

А следить за проектом можно по хэштегу  #openlo2018

Продолжения следуют - такие же лонгриды или постики по-меньше. Уже сегодня 🙂

https://fotomanya.livejournal.com/378510.html

хорошоплохо (никто еще не проголосовал)
Loading...Loading...

Tags: , , , , , , , , ,

Leave a Reply