Прато. Часть 2

Прато заметно отличается от других старых итальянских городов простором своих площадей. Piazza Duomo была расширена в XIV веке, когда расширялся и Дуомо, и это позволяет хорошо разглядеть Собор. Слева к нему примыкает епископский дворец (XVI век).


Собор является одной из старейших церквей в Прато. Есть свидетельства, что еще в десятом веке церковь Санто Стефано действовала как приходская, но она существовала по крайней мере с шестого века и была главной церковью Борго-эль-Корнио, первоначального поселения Прато. Нынешний облик Дуомо создан в период реконструкции, начатой в двенадцатом веке.  С первых лет тринадцатого века началось строительство колокольни  мастером по мрамору Guidetto из Комо. Верхний ярус с трифорами был завершен в 1356 году. В четырнадцатом веке, учитывая растущую популярность реликвии Святого Пояса Богородицы (в городе с 1141), здание было расширено: в первой половине века был построен трансепт (возможно, по проекту Джованни Пизано), а во второй половине была сооружена Часовня Sacro Cingolo.  Строительство нового фасада началось только в 1456 году. Фасад в стиле поздней готики (Никколо ди Пьеро Ламберти) построен из известняка и зеленого мрамора Прато, имеет единственный портал и часы вместо окна - розетки. В люнете помещена застекленная терракота Андреа делла Роббиа, изображающая Мадонну со святыми Стефаном и Иоанном (покровителями Прато и Флоренции).

Новый фасад был построен перед старым, и в оставшемся пространстве создан коридор, который ведет к внешней кафедре, построенной Микелоццо и украшенной Донателло между 1428 и 1438 годами. Кафедра была создана для публичной демонстрации Святого Пояса Девы  Марии, которая до сих пор бывает в Рождество, на Пасху, 1 мая, 15 августа и - в самых торжественных формах -  8 сентября, в праздник Рождества Марии. Ряд концентрических рамок в белом мраморе подчеркивает центробежный эффект кафедры, чей парапет (оригинал находится в соседнем Музее) имитирует храм, в котором группы ангелов плетут живые гирлянды и танцуют. Изящный зонтик венчает кафедру.

На правой стороне, отреставрированной около 1160 года, расположены два портала, декорированных инкрустациями. Еще на правой стороне церкви есть небольшие и важные солнечные часы, которые указывают на полдень в солнцестояние.
У внешней двери рядом с колокольней есть красное пятно в люнете над порталом. Легенда гласит, что это кровь из руки, отрубленной у каноника Джованни ди Сер Ландетто по прозвищу Мушаттино из Пистойи, который в средние века пытался украсть реликвию Sacro Cingolo, был схвачен и наказан. Рука чудесным образом полетела в собор, навсегда окрасив мрамор там, где она ударилась о стену.

Интерьер собора в Святом Стефане - латинский крест и, несмотря на многочисленные вмешательства, очень гармоничен. Три романских нефа в начале тринадцатого века были разделены большими арками на драгоценных колоннах в зеленом серпентине с изысканными капителями (приписываются Гуидетто да Комо). Стены над арками возобновляют чередование полос известняка и зеленого мрамора.

Очень подробно о Соборе Санто-Стефано, о капеллах и фресках написано у sibeaster в серии постов о Прато и у galik_123 Кафедральный собор Прато
Люди, которые профессиональные, и фотографируют профессионально, со спецэффектами.

Другие достопримечательности piazza Duomo - это памятник Джузеппе Маццони, сенатору Королевства Италии. Автор Alessandro Lazzerini.

и фонтан del Pescatorello (маленький рыбак) работы Mariano Falcini, очень приятный и занимательный, с гусями, рыбами, дельфинчиками и краном в виде головы дракончика.

Дальше идем к церкви Сан-Доменико.

Церковь Сан - Доменико находится  на одноименной площади. Это интересный пример «нищенской» церкви, где аскетичность архитектуры смягчается как структурными элементами, такими как колокольня, так и декоративными мотивами, такими как двуцветные своды и геометрические панели фасада. Основанная в 1281 году, она строилась  с прилегающим монастыря от 1283 до 1316 года. В начале шестнадцатого века здесь некоторое время жил Фра Бартоломео.


Эта дверь является достопримечательной, потому что богато декорирована.

Всё закрыто, никуда не попасть, а между тем в монастыре существует прекрасный клуатр, а в церкви - кафедра Донателло и не только.
Дальше - монастырь и церковь святого Николая. Они расположены на piazza Cardinale Niccolò, приблизительно в 600 м на юго-запад от Соборной площади. Строительство обители было начато по завещанию кардинала Никколо да Прато. Позднее комплекс несколько раз расширялся и перестраивался. Наиболее значительное расширение произошло после 1785 года, когда в помещениях монастыря разместилась консерватория.
Великий князь Пьетро Леопольдо поручил трансформацию монастыря Сан-Никколо в консерваторию архитектору Джузеппе Валентини. Он спроектировал задний фасад и внутренный интерьер. Самая старая часть монастыря (основанного около 1321), до сих пор хранит фрески Томмазо ди Пьетро (1490), церковь по-прежнему имеет оригинальный фасад четырнадцатого века, отделанный зеленым мрамором, который сочетает в себе готические элементы с романским стилем. Несмотря на позднейшие перестройки, церковь святого Николая сохранила портал 14 века и средневековый облик фасада, выходящего на площадь. Портал, отделанный белым и зелёным камнем, выполнен в позднем романском стиле, в котором уже начинают проявляться готические черты.
Если судить по фотографиям в Википедии, красоты там невероятные, но мы потоптались по площади и даже приблизительно не поняли, как нам попасть внутрь, поэтому ограничились вполне бытовыми картинками.

Теплый день точно располагает к любви и нежности.

А я люблю старые-старые двери. И порталы тоже.
  
Видимо, это современная глазурованная терракота.

Дальше я сбилась с пути. Почему-то сфотографирована табличка

и церковь, о которой я не нашла никаких сведений. Как у Высоцкого: "ой, где был я вчера..."

Наша экскурсионная программа была почти исчерпана, надо было только дождаться шестнадцати часов, когда откроется крепость. Пока идем к палаццо Датини, глазея по сторонам.

Интересно и как фиксируются ставни

и витрина обувного магазина

и витрина ателье

Palazzo Datini расположено на юге от площади Piazza del Comune, via Ser Lapo Mazzei.

Это была резиденция торговца и банкира Франческо ди Марко Дантини (Francesco di Marco Datini, 1330-1410), одного из богатейших людей в Прато того времени. Ему посвящена книга Ирис Ориго «Купец  из Прато»  (по аналогии с «Венецианским купцом»). Строительство дворца началось в 1383 году, он был украшен известными флорентийскими художниками того времени, такими как Аньоло Гадди и Никколо Джерини, как во внутренних помещениях, так и снаружи (эти сегодня очень разрушены).


В другую сторону по улице - сберегательная касса, тоже вполне себе палаццо.


Картинка-загадка

Но мы дождались заветного часа. Замок императора - Кастелло делл'Императоре
Вход — свободный. Открыто:  16 — 19 ежедневно, кроме вторников.

На месте, где расположен современный замок, стоял древний форт Альберти ди Прато, который был почти полностью разрушен до земли в 1107 году во время осады войсками Матильды ди Каноссы. Строительство было поручено  Фридрихом II архитектору ​​ Риккардо да Лентини  и началось в 1240 году. Замок был частично окружен рвом. Он имеет  восемь башен и, как и Кастель-дель-Монте, содержит разные зашифрованные символы.

После его завершения он должен был использоваться как важный гарнизон империи, свидетельство присутствия императора в северных владениях.
Однако его строительство было прервано около 1250 года из-за преждевременной смерти императора, а незавершенная конструкция впоследствии использовалась для многих других целей. На протяжении столетий были построены некоторые дома внутри и вокруг крепости. В тридцатые годы, под фашистским правлением, все дома были разрушены, и замок приобрел сегодняшний вид - практически только  внешние стены.

В 1944 году замок был использован фашистами, чтобы запереть там сотни арестованных, арестованных за мартовскую забастовку.
В настоящее время замок императора используется муниципалитетом как место для проведения шоу, концертов  или так называемого «кино под звездами», которые собирают все большее число зрителей.
Со cтен замка oткpывается вид нa исторический цeнтр Прато.
Вот этой последней фразой нас жестоко обманули, мы же только ради вида и со стен дожидались открытия. Всё закрыто, всё пропало, шеф, всё пропало!


Ну что ж, не насладившись видом сверху, отправились в сторону Пьяцца Меркатале - и вокзала.
Это одна из самых больших площадей в Европе, действительно огромная и своеобразная. Вокруг нее сосредоточено несколько памятников истории и культуры. В далекой древности на месте нынешней площади простирался зеленый луг, изрезанный каналами реки Бизенцио. Его освоение началось только в 12-м веке, когда здесь был построен мост Чиффардино, соединивший берег реки с городскими воротами Порта Тьеци. Вскоре некогда зеленый луг превратился в бойкое торговое место, и уже с 1239-го года здесь стали проводиться ярмарки, привязанные к одному из ключевых событий жизни Прато – ежегодному выставлению Пояса Богородицы, на которое собирались тысячи паломников. С 1286-го года на месте луга был организован постоянный городской рынок.
В конце 12-го – начале 13-го веков территория Меркатале была включена в состав муниципалитета Прато и обнесена городской стеной, а в 14-м веке площадь приобрела свои нынешние границы. В середине 16-го века по приказу Козимо I Медичи здесь был построен бастион, обращенный в сторону реки Бизенцио, для защиты Прато. Позднее между этим бастионом и церковью Санта Мария дель Джильо были возведены новые дома Нуове Казе – это была первая попытка придать Меркатале городской облик. Еще один блок жилых строений, примыкавших к Нуове Казе с северной стороны, начал возводиться в 18-м веке, но так и не был завершен до конца. Вместо этого в 1783-м году на площади были снесены ремесленные лавки, которые перенесли на восточную сторону, в место под названием Грембиуле. Делалось это в ходе проекта по реконструкции площади, когда на Пьяцца Меркатале также появилось зеленое пространство с каменными скамейками.
В начале 20-го века зеленое пространство на площади было обновлено, здесь же был разбит небольшой парк, разделивший площадь на две части. В 1930-м году, после принятия решения о строительстве новой железнодорожной станции в Прато, на Пьяцца Меркатале началось возведение Каза дель Фашио по проекту флорентийского архитектора Кьярамонти Брунетто, который предусматривал частичное разрушение старинных городских стен для открытия обзора на Бизенцио. Тогда же были отреставрированы ворота Порта Меркатале и восстановлена античная стена за Каза дель Фашио с возвращением на нее старинных бойниц.
Во время Второй Мировой войны площадь, как и большая часть Прато, подверглась нескольким бомбардировкам, в ходе которых многие памятники истории и архитектуры, включая дом художника Филиппино Липпи с его «Мадонна с Младенцем и святыми», были полностью уничтожены. Были также разрушены старинные магазинчики, склады с характерными крытыми галереями и многочисленные жилые дома, мост Понте аль Меркатале и церковь и монастырь Сан Бартоломео. Церковь была восстановлена в 1958-м, не сохранив оригинального облика.


В 1990-х годах на площади были открыты несколько кафе и ресторанов, что позволило привлечь сюда молодежь и частично вернуть Пьяцца Меркатале дух оживленного центра города.
Мы застали оживление возле одного из громадных деревьев, где ребятишек учили подниматься и спускаться с помощью снаряжения скалолазов. Их так искренне хвалили и поощряли!

 Мост был восстановлен в 1946-м году по средневековым рисункам,


Мы возвращались по другому мосту, шли мимо красивых садов с цветущей камелией

и респектабельных вилл

Слегка плутанули, однако на поезд не опоздали. День прошел хорошо, но оказалось, что впечатления из Прато потом почти стерлись позднейшими. Это милый и очень маленький город, если бы мы туда не съездили, я бы мучилась не выполненной программой обязательных посещений. При всём при том думаю, что при нехватке времени можно и не ездить. А если ехать, то по городу пробежать быстро и потом идти в музей текстиля. Или в Museo Civico (Муниципальную галерею). Или ехать на виллу Поджо-а-Кайано.
При подготовке у меня получился большой путеводитель для маленького города. Не пропадать же добру, использую кусок из него.
Местная кухня.
Одно из преимущественно местных традиционных блюд – сельдерей «алла-пратезе». Для его приготовления потребуются самые нежные части этого овоща, который фаршируется пастой из печени цыпленка, телячьей вырезки, яичного желтка и специй; затем все это жарится в большом количестве оливкового масла и помещается в соус на основе мяса и помидоров. Такими же простыми и вкусными блюдами являются: классические макароны с фасолью; мучная похлебка «фарината» с черной капустой; картофельные «тортелли»; кролик «конильо рифатто»; хлебный суп и суп «риболлита» с морковью, черной капустой, фасолью, черствым хлебом и различными специями.
Не стоит забывать о колбасе «мортаделла-ди-Прато» и инжире из Карминьяно.
Из местных традиционных сладостей: печенье «бискотти-ди-Прато», «мантована», «песке», «амаретти-ди-Карминьяно», «Карминьянини», «дзуккерини-ди-Вернио» и «сасси-делла-Кальвана».
Местное оливковое масло экстра-класса лучше всего пробовать в чистом виде с традиционным хлебом из Прато, называемым «боцца». Вина из окрестностей Карминьяно были известны и ценимы уже во времена Медичи, среди них Пино-Неро-ди-Баньоло.

https://str-ter.livejournal.com/43169.html

хорошоплохо (никто еще не проголосовал)
Loading...Loading...

Tags: , ,

Leave a Reply