Пистойя. Часть 4, заключительная

Часть 1, Часть 2, Часть 3
Piazza Duomo была и осталась центром всей жизни Пистойи, общественной,религиозной, политической и культурной. А всё начиналось с рынка, необходимого и горожанам, и крестьянам, упоминания о нем встречаются уже в 998 году. Так и работает, по средам и субботам более тысячи лет. Потом вокруг площади были построены  самые значительные здания города.


О кампаниле (кстати, бесплатные экскурсии на Campanile организуются в выходные дни в 11.00 и 16.00. 200 ступеней – и откроется прекрасный панорамный вид), баптистерии и Palazzo Comunale рассказано в части 3.
Прямо перед нами на верхнем снимке и слева на нижнем - палаццо Преторио (Palazzo Pretorio, или Палаццо Подеста). Далее текст galik_123:
"изначально чистая готика XIV века, изрядно искаженная перестройкой XVIII века. Первые сведения об этом дворце восходят ко второй половине XIV века. Во дворце жили представители административной и судебной власти Пистойи. В начале XIX века во дворце были размещены различные структуры судебного ведомства. Здание палаццо Преторио было выстроено вокруг квадратного внутреннего двора. Ему соответствуют первые четыре окна слева. По центру, под этими окнами расположен вход. К старинному зданию была добавлена правая часть, в которой разместились помещения для охраны, тюремные камеры, конюшни.
Внутренний двор, украшенный темперными и фресковыми изображениями гербов, использовался для проведения открытых процессов. Лестницы вели в приёмный зал и личные апартаменты. "…непреклонно гордые, корыстолюбимые и мстительные горные "синьоры" давно исчезли, но оставили любопытную память о себе в здешнем Палаццо дель Подеста. Там, под сводами внутреннего двора, изображены гербы сменявшихся в веках флорентийских наместников, из которых многие принадлежали к древним фамилиям Пистойи. Общим расположением двор напоминает знаменитый двор Барджелло во Флоренции. Гербы, написанные на сводах, - это целый мир головокружительной и свирепой фантазии. Здесь кажется, что правители, принужденные исполнять правосудие над дикими горцами, принужденные ведать только кровавые расправы, нарочно ставили себя под защиту своих жестоких геральдических зверей". П. Муратов/ Образы Италии.
Внутри здания слева от входа стоит скамья и большой серый каменный стол, за которым заседали судьи."
К сожалению, нчего из того, что внутри, мы не видели, а очень хотелось. Сейчас в здании Tribunale (суд), в воскресенье закрыто. Как по нашим порядкам, то не попасть не только в воскресенье, а как в Пистойе - не знаю.

Одна из сторон площади занята менее древними зданиями: Палаццо дель Гвандуо относится к двадцатому столетию, а Палаццо Браччолини, до недавнего времени бывшее знаменитым старейшим банком  Banca Monte Dei Paschi Di Siena -  к восемнадцатому столетию.

Дети показались нам прекрасными, воспитанными и очень организованными. Мы потом ехали с ними в поезде до Пизы, и взрослые сопровождающие, а на самом деле очень молодые люди, продолжали общаться с детьми без тени усталости и раздражения, отвечая на вопросы, что-то там помогая с непорядками в одежде.

Рядом со зданием правительства (Palazzo Governo) - древнейшие сооружения, Torre di Catilina - единственная башня, уцелевшая от первого кольца стен, возведённого в VII веке. Здание построено из камня в девятом веке, его высота около 30 метров и является одним из фундаментальных элементов  средневекового города. Крыша-терраса позволяет полностью увидеть Пьяцца дель Дуомо. Название башни происходит от легенды, согласно которой тело римского политика и проигравшего мятежника Луцио Сергио Катилина было похоронено на улице, где стоит башня (гробница Катилина).
И еще здание бывшей церкви Богоматери рыцарей (Chiesa di S.Maria Cavaliera), расположенное рядом с улицей via Cassia и в котором трудно угадать церковь. «Первое упоминание о церкви датируется 979 годом, в XIII веке церковь была перестроена в романском стиле. Церковью Богоматери рыцарей храм стали называть примерно в XIV-XV веках. Исследователи предполагают, что именно в этой церкви проходили церемонии посвящения в рыцари. Вторая версия, объясняющая такое название церкви, связана с предположением, что позиция здания у подножия (т.е. чуть под уклон) Соборной площади, напоминала рыцарское место у трона феодала. В XVI веке в церкви Богоматери рыцарей собиралось объединение паломников, готовившихся к паломничеству в Рим в Святой год (1525). В 1783-1784 годах церковь была закрыта по решению епископа Шипионе де Риччи, а здание продано частным лицам и перестроено под жильё и магазины. Фасад церкви ещё сохраняет черты пистойской вариации романского стиля, например полихромию (чередование светлых и тёмных полос мрамора) облицовки. Стена здания, обращённая к Соборной площади, выложена простой кладкой из блоков известняка правильной формы. Апсидальная часть была перестроена в террасу округлой формы.»

На некоторое время мы уходим с Piazza Duomo, чтобы увидеть еще две достопримечательности севернее её.
Основание библиотеки Фортегуерри (Biblioteca Forteguerriana), одной из старейших в Италии, традиционно датируется 1473 годом, когда после пожертвования кардинала Никколо Фортегуерри (1419-1473), был основан Pia Casa di Sapienza (Дом мудрости) с прилегающим Колледжем Фортегуерри. Около 1530 года решили построить новое здание, облагораженное фасадом, спроектированным флорентийским архитектором Джованни Унгеро. С 2007 года, с открытием новой библиотеки Сан-Джорджио, Forteguerriana, которая до этого также играла роль публичной библиотеки для чтения, полностью стала архивом местной документации.

Недалеко от библиотеки, на piazza dello Spirito Santo, находится церковь Святого Игнатия Лойолы или церковь Святого Духа (Ciesa dello Spirito Santo).
Из ЖЖ galik_123:
"Иезуиты прибыли в Пистойю в 1635 году, а первый камень церкви был заложен в 1647 году. Строительство продолжалось почти 40 лет: церковь была освящена только в 1685 году. Во время короткого периода правления папы Климента IX (1667-69), происходившего из знатного пистойского семейства Роспильози, к строительству и оформлению церкви был привлечен великий скульптор и архитектор Джанлоренцо Бернини. При Клименте XIV орден иезуитов был распущен (1773), а здание было передано конгрегации Святого Духа. В 1783, после роспуска конгрегации, церковь была отреставрирована и стала приходской.

По контрасту с фасадом внутреннее пространство церкви выполнено в нарядном барочном стиле. За образец планировки церкви, состоящей из одного нефа и сообщающихся между собою боковых капелл, была взята иезуитская церковь Иль-Джезу в Риме. Главный алтарь выполнен в 1668 году Джанлоренцо Бернини. Алтарный образ "Явление Христа святому Игнатию Лойоле" принадлежит кисти Пьетро да Кортона (1670). "Снятие с креста" (XVII век, Пьер Дандини)."


Не могу сказать, почему рождественская тема через неделю после Пасхи, но она есть.

Дальше, на площади Святого Духа, всё в ремонте, поэтому памятник уроженцу Пистойи - кардиналу римской католической церкви Никколо Фортегуерри и основателю Biblioteca Forteguerriana недоступен. Зато наконец-то хорошо виден купол церкви Богоматери смирения.

Возвращаемся на Соборную площадь.

Нам еще нужно осмотреть Antico Palazzo dei Vescovi (Древний дворец епископов), это еще одно "лоскутное" здание, и Дуомо.
"Епископский дворец – красно-кирпичное здание с гербами, был воздвигнут на Соборной площади Пистойи в XI веке. До этого на месте дворца находился рынок. Согласно сохранившимся сведениям, в 1091 году дворец был скорее крепостью: он был укреплён и снабжён зубцами. С XII века резиденция стала приобретать более дворцовый вид. При раскопках на территории дворца были найдены этрусские захоронения, восходящие к IV-V векам до нашей эры. Там, где это было возможно, при реставрации зданию был возвращён первоначальный облик. В 1786 году епископ, переехавший в новый дворец, распродал свою старую резиденцию по частям, долгое время здание было большой коммуналкой, пока в 1976-1980 годах банк Пистойи, выкупивший дворец, не расселил всех постояльцев и не произвел масштабную реконструкцию. Сейчас в нем разместился музей собора Пистойи. В его подвале демонстрируются находки, сделанные при реставрации - от этрусских погребальных камней до средневековой керамики. Дворец Епископов считается самым древним сооружением города. На первом этаже располагается турбюро города Пистойи, когда-то здесь была средневековая аптека, основанная в 1397 году. На втором этаже – прекрасная арочная галерея, а на фасаде, обращенном к Дуомо, кое-где видны остатки бело-зеленой мраморной облицовки. В подвале здания до сих пор проводятся интересные археологические раскопки, с открытием римских печей и части стен древнего города" (отсюда, из ЖЖ galik_123)

Дуомо мы видели только снаружи, за подробным описанием к sibeaster, Пистойя - часть 7. Собор Сан-Дзено


Прежде, чем мы уйдем с Соборной площади, еще о ней.
Основные культурные и фольклорные события в городе (Giostra dell'Orso, Dialoghi sull'uomo, Pistoia Blues) происходят именно здесь. Вот расписание фестивалей и событий в Пистойе. И если Pistoia Blues - событие практически европейского масштаба, то Giostra dell'Orso празднество городское, но очень древнее. «Медвежий турнир проводится в городе каждый год между 12 и 25 июля; в это время в Пистойе проходят празднества в честь покровителя города – святого Иакова, почитаемого горожанами с 866 года. По легенде, заступничество святого спасло жителей Пистойи от нашествия сарацинов. В двенадцатом столетии в главном соборе города появилась специальная капелла святого Иакова, в которой и по сей день сохраняются частицы мощей этого святого.
Во время городских празднеств, посвященных святому Иакову, его статуя, которая находится на крыше главного городского храма, облачается в шерстяную мантию красного цвета. Сейчас эта почетная обязанность возложена на пожарных. До сих пор достоверно не известно, откуда пошла эта традиция. Одна из городских легенд рассказывает о том, что при жизни святой Иаков занимался торговлей лошадьми, а деньги за приобретенных лошадей отдавал их владельцам когда потеплеет («жаркий платеж»). И вот однажды, когда один из кредиторов в летний день спросил у него свои деньги, Иаков завернулся в свой плащ и сказал, что деньги он отдаст, когда потеплеет. Но достоверность этой легенды невелика.
В дни праздника на улицах Пистойи проходит и красочный карнавал.
Но самой главной городской достопримечательностью в эти дни становится знаменитый медвежий турнир; первые сведения об этом соревновании датируются тринадцатым столетием. Отменялись эти соревнования только в самых экстраординарных случаях; так, Боккаччо в своем «Декамероне» подчеркивает, что медвежий турнир 1348 года не был отменен, несмотря на то, что в городе свирепствовала чума. В начале прошлого столетия, во время Первой мировой войны, турнир перестали проводить, но уже с 1947 года древняя традиция была восстановлена.
Почему же эти соревнования называются Медвежьим турниром? Дело в том, что владения Пистойи издревле славились обилием медведей, в них обитающих. В начале четырнадцатого века во время борьбы с одним из представителей семьи Висконти, в которой Пистойе помогала Флоренция, городу понадобился отличительный символ, которым и стал медведь с красно-белой шашечкой, символом Пистойи.
В соревнованиях принимают участие команды четырех городских районов, которые издревле носят название четырех въездных ворот в город. Каждая команда имеет свой символ и свои отличительные цвета. Так, символом команды Луккских ворот является белый олень, а цветами – белый и зелёный; символом команды флорентийских ворот является дракон, а цветами – красный и зелёный; символом команды ворот Борго является грифон, а цветами – белый и красный; символом команды ворот святого Марка является золотой лев, а цветами – золотой и красный.
Соревнования стартуют в первой половине дня 25 июля на Соборной площади. В палио  участвуют 12 наездников, по три от каждой команды. В 18 заездах, в каждом из которых сражаются двое участников от разных команд, наездник должен быстрее своего соперника достигнуть мишени, которая сделана в форме медведя, и поразить ее копьем. Победитель в этой дуэли получает три очка, проигравший – всего одно очко. А если кому-то не посчастливится поразить мишень, то он остается и вовсе без очков. По окончании всех заездов очки суммируются и победителем объявляется та команда, которая набрала наибольшее количество очков; ей вручается знамя, или «палио», приз. В случае равенства очков у нескольких команд для выявления победителя проводят дополнительные заезды. А тот всадник, который набрал больше всего очков во время заездов для своей команды, награждается индивидуальным призом — золотой шпорой.» (отсюда)
Теперь идем к другой древней площади.
DSCF3231.jpg
Площадь Пьяцца делла Сала (La Piazza della Sala) – настоящее Чрево Пистойи, и она существовала уже во времена лангобардов.  На самой площади и на соседних улицах было множество небольших магазинов с деревянными дверями, каменными полами и высокими выступающими карнизами, которые поддерживали деревянные кронштейны. В 1451 был запрещен убой животных на открытом воздухе и построен колодец с круговым мраморным парапетом и двумя ионическими колоннами, увенчанными архитравом для поддержки шкива. Архитрав, разделенный на три полосы белого и зеленого мрамора, был украшен гербами, надписями и рамками. В 1529 году над архитравом колодца был помещен лев из  песчаника, держащий левую лапу над эмблемой шахматной доски, чтобы напомнить через ассоциацию с флорентийским мардзокко, окончательную власть Флоренции над Пистойей. С этого момента колодец стал называться Колодцем Львёнка, Il Pozzo del Leoncino.

Во время войны бомбами были повреждены и здания на площади, и колодец. В 1954 году, когда восстановили Поццо-дель-Леончино, в центре площади была возведена железобетонная конструкция, которая использовалась как крытый рынок, и это вызывало много споров. В 1989 году павильон был снесен, и Поццо-дель-Леончино вернулся в центр площади.
DSCF3231.jpg
Здесь нас ждало жестокое испытание. На площади проходил фестиваль Мяса и Вина, а мы не только не обедали, а уже и съесть бутерброд не успевали.

Как пережить, если ты мимо?!
DSCF3231.jpg
Однако мы уже переходим на рысь.
Palazzo Azzolini. Здание было спроектировано в стиле эпохи Возрождения болонским архитектором Тито Аццолини и открыто в 1905 году в качестве штаб-квартиры Cassa di Risparmio. Дворец открыт бесплатно каждое первое воскресенье месяца, здание можно посетить с 3,30 до 8 вечера. В 16:00 и 18:00 организуются экскурсии. Эта инициатива является частью программы мероприятий Pistoia Capitale Italiana della Cultura.
DSCF3231.jpg
Chiesa di San Giovanni Fuorcivitas (святого Иоанна "за городом")

Бывшая церковь Сан Леоне (Ex Ciesa di San Leone). Была построена в XIV веке, в семнадцатом и восемнадцатом веке интерьер приобрел свой нынешний облик, где преобладает стиль барокко и рококо.
DSCF3231.jpg
Сюда мы вошли, сказали  "Ах!!!" и замерли. Внутри шкатулки для драгоценностей светилась сама драгоценность, «Visitazione»  Луки делла Роббиа. Контраст между барочным роскошеством и сдержанной прпостотой скульптуры вызывает буквально эмоциональный удар.

Группа была создана Лукой делла Роббиа около 1445 года для алтаря Compagnia della Visitazione в церкви Сан-Джованни-Фуорцивитас в Пистойе и является одной из первых работ в глазурованной терракоте.  Лука считается изобретателем этой техники. Художник первым применил керамическую эмалевую оболочку к терракотовой скульптуре, которая сделала поверхность блестящей и устойчивой, начав очень успешное производство. Группа изображает встречу между Марией и Елизаветой, рассказанную в Евангелии от Луки. Мария, получив от ангела известие о зачатии Иисуса, идет к своей кузине Елизавете, которая, несмотря на бесплодие и старость, находится на шестом месяце беременности. Как только Елизавета слышит о благой вести от Марии, ребенок в ее утробе (Иоанн Креститель) дрожит от радости. («Магнификат»). Подробнее здесь.
Нам необыкновенно повезло, потому что эта экспозиция планировалась на 2017 год, когда Пистойя была культурной столицей Европы, и на начало 2018 года. Это было сильное впечатление.

Однако мы уже начинаем галопировать.
Palazzo Panciatichi o del Balì
"На углу между via dei Panciatichi и via Cavour дворец Панчатики. Это здание - единственный пример частного жилого средневекового дома в Пистойе. В начале XIV века Винчигуэрра Панчатики, представитель знатного и влиятельного пистойского рода, вернулся из Франции, куда он был изгнан по политическим мотивам. Около 1320 года он начал строительство дома. Здание, как это было принято в эпоху Средневековья, сочетало в себе фортификационные и жилые функции. Дом Панчатики был одним из лучших в городе. Более трёх месяцев во дворце гостил папа Александр V (1409), в 1478 году в доме Панчатики останавливался Лоренцо Великолепный.
Фасад каменного здания имеет три яруса. Внизу открываются арки портика. Окна с крестовыми рамами одинаковы по размеру, и расположены в правильном порядке, что необычно для тосканской архитектуры первой половины XIV века, но характерно для французской готической архитектуры. Здание было разрушено во время Второй мировой войны. В 1964-67 годах дворец был восстановлен. Сейчас в помещениях здания размещаются частные офисы и Совет провинции."
DSCF3231.jpg
Бежим, но поминутно запинаемся и оглядываеся.
DSCF3231.jpg
Chiesa e Convento di S. Domenico. В 1497 году здесь умер флорентийский художник Беноццо Гоццоли.
DSCF3231.jpg

DSCF3231.jpg
Это рядом с площадью Гарибальди. Обязательный для итальянского города памятник присутствует.
DSCF3231.jpg

DSCF3231.jpg
Напротив церкви Сан Доменико музей уроженца Пистойи, скульптора Марино Марини ("Чудо" из palazzo Comunale). Где-то попалось, что он был другом Пикассо, но Википедия этого не говорит.
DSCF3231.jpg

DSCF3231.jpg
На поезд мы успели, но мое личное горе - не успели в Fortezza di S. Barbara.  Усталые, голодные, ошалевшие вернулись в Пизу и вечером утешились тем, что поужинали в нашем любимом ресторане.
Еще немножко официальной информации о Пистойе: "Пистойя — центр туризма, пищевой промышленности (экспорт оливкового масла и вина). Крупное производство готового платья из ткани и кожи; механический завод общества "АнсальдоБреда" (AnsaldoBreda), выпускающий узлы и агрегаты для вагонов железной дороги, метро и трамваев, поставляемых во многие страны мира (упразднена путём полного слияния с Hitachi). В городе и его окрестностях — мощнейшая в Европе группа хозяйств, специализирующихся на выращивании уличных декоративных растений для всех климатических поясов Старого Света." Вот эти-то питомники мне и понравились по дороге из Лукки.
Теперь мои благодарности тем, кто прекрасными фотографиями и содержательными текстами помог заранее подготовиться к встрече с Пистойей.
kolllak Пистойя
sibeaster Пистойя
galik_123 Пистойя
uchitelj Пистойя
У каждого из них свой взгляд, свои акценты, именно это и интересно, и помогает лучше разглядеть этот совсем особенный город.
Подробная история города, начиная с античности и далее, до наших дней,  с точностью до года Энциклопедия "Вокруг света"

https://str-ter.livejournal.com/44185.html

хорошоплохо (никто еще не проголосовал)
Loading...Loading...

Tags: , ,

Leave a Reply