Красноармейск

Центром Красноармейского района, что находится между Саратовским районом и границей Саратовской и Волгоградской областей, является город Красноармейск, бывшая колония Бальцер Автономной ССР немцев Поволжья.


Она была основана, как лютеранско-реформатское село Бальцер 28 августа 1765 года и названа в честь первого старосты Бальцера Бартули. 26 февраля 1768 года по указу о наименованиях немецких колоний получила официальное название Голый Карамыш, по речке на которой расположена.

Основным занятием немцев-колонистов тех сел, которые находились в удалении от Волги, было животноводство, земледелие и ремесла. Они занимались производством сельскохозяйственных орудий, выделкой кожи, но главным занятием было производство знаменитой на всю Российскую Империю и известной даже за границей ткани сарпинки.

Если мы посмотрим на герб города, то увидим на нём рулон сарпинки и кирпичную кладку.

Сарпинка

Происхождение этой хлопчатобумажной ткани приписывается колонии евангелических братьев (гернгутеров), которые поселились на берегу речки Сарпы близ уездного города Саратовской губернии Царицына (ныне - Волгоград). Известными стали табак, горчичное масло и ткань производства колонии Сарепта. Она пользовалась неизменной популярностью за свою прочность, привлекательный внешний вид и невысокую стоимость.
Позже ее начали производить и другие немецкие колонии. Продажей этой ткани, называемой сарпинкой, занимались многие саратовские купцы, самым известным из которых был Андрей Бендер. Андрей Иванович родился около 1870 года в селе Голый Карамыш Камышинского уезда Саратовской губернии, где и начал заниматься ткачеством сарпинки.

Улицу, где находились дом и фабрика Бендера, называли Bendergasse, что в переводе с немецкого означает "переулок Бендера". В 1918 году Bendergasse превратился в улицу Троцкого, которую позднее переименовали в улицу 1 Мая. А предприятие преобразовали в вязальную (трикотажную) фабрику имени Клары Цеткин.

Бендер стал известным саратовским купцом, выкупил и реконструировал для своего торгового дома гостиницу близ Театральной площади. Сегодня в этом красивейшем здании расположена администрация Саратова.

А старое здание трикотажной фабрики в Красноармейске из двухцветного кирпича и бюстом Клары Цеткин во дворе до сих пор используется по назначению.

Кирпичная кладка

Второй символ герба – кирпичная кладка. Казалось бы, что удивительного может быть в кирпичах. Но если вы первый раз попадете в Красноармейск, то именно на них и обратите своё внимание. Желтоватые и красные кирпичи, уложенные в шахматном порядке – уникальная особенность красноармейской кладки.

Первые дома колонии были деревянные, потом жильё строили из камня-известняка на глиняно-песчаном растворе, а потом те, кто побогаче стали строить жилища и общественные здания из кирпича.

Но кирпича не простого. Кирпич, изготавливаемый на местных заводах, двухцветный. Секрет его производства ныне утерян. Существует предположение, что причина в разных оттенках в неравномерном обжиге. Желто-красная кирпичная кладка сохранилась на многих дореволюционных строениях города.

Рост города

До революции в Голом Карамыше имелись 23 сарпинковых и 22 кожевенных предприятия, маслобойный завод, пивоварня, электростанция, торговый дом "Бендер и сыновья", женская школа, женская прогимназия, частные школы; земская больница с амбулаторией. В колонии занимались производством конных повозок, чесальных машин, веялок.

В Первую Мировую войну, несмотря на то, что немцы Поволжья рассматривали Германию как врага, напавшего на их родину, Россию, царское правительство выселило их с пограничных районов вглубь страны. Царским указом от 13 декабря 1915 года была намечена ликвидация всех немецких колоний в России и принудительное переселение всех немцев в Сибирь, и лишь свержение царя помешало исполнению этого указа.

После революции в 1918 году село получило статус города, а в 1925 году город Голый Карамыш переименован в Бальцер. Здесь в это время располагались обувная фабрика, красильни, паровая и 2 ветряных мельницы, 3 кирпичных завода, ремонтно-механический и чугунолитейный завод "Арбайтер", ткацкие фабрики им. Ленина, "Цукунфт", им. К. Либкнехта, прядильная фабрика им. Крупской, трикотажная фабрика им. К. Цеткин.

Образование в городе было представлено четырьмя начальными и одной средней школой, текстильным техникумом, фабрично-заводским училищем, фельдшерско-акушерской школой. Досуг обеспечивали библиотека, дом культуры, кинотеатр и колхозно-совхозный театр.

Перед началом Второй мировой и депортацией немцев население города приближалось к 16 тысячам (94% из которых составляли немцы).

В сентябре 1941 года всех немцев Бальцера посадили в поезда, на баржи и депортировали в Сибирь и Казахстан.

В мае 1942 года город Бальцер был переименован в Красноармейск в честь Красной Армии.

Новый город Красноармейск и несбывшиеся планы

После резкого спада численности населения, Красноармейск вернулся к 16-тысячной отметке лишь к концу 1960-х. В 1970-х планировалось увеличить население в 5 раз за последующие годы, однако это так и осталось в планах.

Крупным работодателем, который должен был привлечь в Красноармейск новых жителей, должен был стать Красноармейский завод по производству автомобилей и сельскохозяйственных машин «Красноармейскавтосельмаш».

В конце 1980-х – начале 1990-х годов завод АЗЛК совместно с Братиславским автомобильным заводом (Чехословакия) провел разработку семейства переднеприводных фургонов, параллельное производство которых предполагалось организовать на Братиславском автозаводе и в Красноармейске. Красноармейский завод был включен в состав ПО «Москвич» в конце 1980-х годов, однако из-за серьезных финансовых проблем проект не был реализован.

В 2002 году в городе вместо запланированных 70 тысяч проживало более 25 тысяч человек, сегодня уже менее 24 тысяч.

Раньше прямо на въезде в город (в 4 километрах) был расположен аэродром. Сюда летали самолёты Ан-2. Через авиасообщение осуществлялись пассажирские, почтово-грузовые рейсы и обработка полей с воздуха. Предполагалось довести класс аэродрома до четвёртого, что позволило бы принимать самолёты типа Ил-14, Л-410, АН-28. Сейчас на месте аэродрома осталась одна из трёх ОПРС Саратовской области (Отдельная приводная радиостанция).

Вместе с самолётами кануло в лету такое скоростное транспортное сообщение, как суда на подводных крыльях. "Метеоры" раньше связывали Красноармейск (через пристань села Ахмат) с областным центром и другими населенными пунктами Саратовской и Волгоградской области.

Железнодорожная станция Красноармейск, которая строилась вместе с автозаводом, работала лишь до 1990-х гг. О том, что сюда когда-то ходили поезда, напоминает лишь насыпь и путепровод над трассой Саратов-Волгоград. В конце 1090-х ветка была разобрана.

Единственное транспортное сообщение с окружающими городами происходит теперь через автовокзал.

Публикация в "Саратовской областной газете":

Мои более подробные посты про поездку в Красноармейский район 8 марта 2013 года:

Красноармейск
часть 1. Общее
часть 2. Центральная площадь
часть 3. Нетуристические достопримечательности
часть 4. Архитектура

Усть-Золиха и заброшенная немецкая кирха

https://djhooligantk.livejournal.com/1417490.html

хорошоплохо (никто еще не проголосовал)
Loading...Loading...

Tags: , , ,

Leave a Reply