Приволжье-2017. Йошкар-Ола. Музей истории ГУЛАГа

ГУЛАГ - Главное управление лагерей и мест заключения. Я знаю о ГУЛАГе по многотомнику Солженицына, это нечто бесчеловечное и недоступное для понимания цивилизованного человека. Физическое уничтожение людей было там вторично, на первом месте уничтожение моральное. Может быть это было даже хуже фашизма - война против своих.

В Йошкар-Оле есть музей ГУЛАГа. Я собиралась посетить его, но мне своевременно сказали, что это необычный музей, посещение только по записи, но так кстати мой знакомец уже был там, а руководитель музея Аракчеев Николай Александрович каждого возвратившегося принимает как дорогого друга (особенно иногородних). Там много документов о палачах и жертвах, фотографий, вещей, которые можно изучать бесконечно, но гораздо лучше побывать в музее с экскурсией. Николай Александрович - настоящий актёр, запугает так, что дрожь по коже, много историй знает, фактов, плюс сам раскопками занимался и поиском информации. Сразу напишу телефон - +79024390003, но с первого раза можно и не дозвониться (и с третьего тоже - то в подвале, то на другой экскурсии, то на раскопках, то дети спят).

Это я после первой экскурсии сфотографировала - Аракчеев и пятеро туристов (мальчики - шестиклашки, я очень удивилась, что они такие мелкие). Около входа в музей импровизированный стенд с книгами о тех мрачных временах.

Об ужасах я рассказывать не буду, за ними к Солженицыну, у меня только про музей. Все истории - со слов НА.

Музей необычный.
Во-первых, привычной упорядоченности там нет. Он в стадии вечного пополнения. Редкие стенды, в основном лабиринты из вещей.
Во-вторых, это бывшее здание НКВД, обагрённое кровью и слышавшее тысячи криков и стонов. Т.е. это сердце марийского ГУЛАГа. Рядом действующие следственный изолятор и управление ФСБ. Вообще же ориентир - "Кремль".

Туристам показывают два этажа и подвал, на полноценную экскурсию потребуется много времени. На второй этаж я приходила отдельно, в первую экскурсию вместить его не удалось. Этажи разделены по функционалу: решения принимались на втором этаже, первый этаж - "зал мучительного ожидания", а из подвала возвращались только палачи.

Первая комната, в ней мы провели больше всего времени. По фотографии сразу понятно, почему здесь без экскурсовода будет интересно только историкам.
До НКВД здесь был ресторан/трактир, в этой холодной комнате хранились продукты. Сначала власть имущие стали приходить сюда за бесплатными пиршествами, потом и вовсе устроили пыточную.

В этой комнате хранится многотомник с именами марийских осуждённых, а также разрозненные книги с именами пострадавших из других городов и регионов. Лично меня напугало то, что они намного толще хранящейся у нас дома книги с именами погибших из Оренбургской области в годы ВОВ.
Здесь собрано множество на первый взгляд обычных или странных вещей (т.е. никак не напоминающих о жестокости). Всё это орудия пыток, орудия для получения самых диких признаний, в том числе о том, что пожилой учёный рыл подкоп из Йошкар-Олы в Финляндию. НА рассказал, что в этом обвинили многих, и все в итоге сознались и указали места, откуда начинались тоннели (разные). А теперь посмотрите на карту, лучше всего физическую, где ещё и болота изображены.
В пыточной рассказывается об эволюции способов причинения боли, как изменялись материалы и размеры палок для битья, как людей заставляли сутками стоять на одном месте и самое элементарное - свет лампы в глаза.
Фотографии сверху - это палачи. Единственная женщина - Шурочка Чернова. Любила зажимать мужские гениталии дверью. Через некоторое время была осуждена за особую жестокость, но в лагере стала любовницей главного начальника и вышла досрочно, причём из грубой короткостриженной женщины превратилась в ухоженную и с длинной косой. Такие вот разные лагеря. Если я правильно помню, у неё была дочь, которая в итоге даже за могилой её не ухаживала, а перед смертью Шурочка сошла с ума и собирала по помойкам фантики, забивая ими холодильник, и кажется чуть не убила дочь, попытавшуюся их выбросить.

В Йошкар-Оле была церковь с женским монастырём, там девочек-мариечек обучали фотографии и редким видам рукоделия. Качество фотографий для начала 20-го века было выше среднего. Церковь взорвали (момент взрыва оказался снятым, но фотограф десятки лет даже не решался проявить плёнку), священника в лагерь (или расстреляли сразу), технику отобрали, девочек тоже ждала неблагополучная жизнь.
Так вот со слов НА, сын расстрелянного йошкар-олинского священника (у меня плохо с именами) стал одним из самых знаменитых фотографов, и начало этой истории было положено в школе фотодела при соборе. Был военным корреспондентом, сфотографировал знамя СССР над взятым Берлином. У него был свой маленький самолётик, но, чтобы выиграть время, он обманом угнал самолёт самого Жукова, доставил непроявленный кадр в Москву, ночью напечатали газеты с его фото, и с этими газетами он полетел обратно в Берлин. Пока возвращались, Жуков узнал об угоне самолёта и приказал арестовать фотографа, экипаж самолёта вернул его уже в наручниках. Но увидев газету, Жуков решил "осудить за смелость" и представить к высокой награде. А потом этот фотограф стал одним из двух советских фотографов, допущенных снимать Нюрнбергский процесс. Подтверждений этой истории в интернете я не нашла, но Аракчеев был очень убедителен.

По книгам я представляла карцер как холодный подвал, в котором закрывали провинившихся. В музее ГУЛАГа карцер оказался совсем другим: это ниша в коридоре, закрытая железной дверью с окошками. На фото видно толщину стен - крупный человек там просто не поместится. Человека ставили в карцер на долгие часы без еды и туалета до тех пор, пока стояние не становилось настолько мучительным, что человек готов был признаться в чём угодно. Если же это не давало эффекта, дверь открывали и человека резко били затылком о стену: загнанный бросался на своего мучителя, за что его расстреливали на месте.
Бордовые отпечатки свеженарисованнные для пущего драматизма. НА рассказал, что одна мамаша попросила закрыть в карцер её непослушного сына-подростка, а он был не сильно против и играл внутри в игры на смартфоне.

Подвал лично для меня был испытанием, потому что туда надо спускаться по лестнице без перил, а я боюсь высоты и боюсь неустойчивых состояний.
История подвала интересная. Когда НКВД прекратил своё существование по этому адресу, подвал был полностью законсервирован и распечатан относительно недавно, поэтому он вроде как сохранил прежний облик. В подвале часами стояли люди, вызванные повесткой, а из этого угла за ними наблюдал сотрудник НКВД. Табличка будто бы с настоящего грузовика, на котором вывозили трупы. А на полу ряды потрёпанной обуви.
За углом несколько камер, отдельная (уже сгнившая) лестница, по которой на расстрел вели известных людей (чтобы этого не видела толпа), печурка для сжигания документов и собственно расстрельная комната. В одну ночь, 11 ноября 1937 года, здесь были расстреляны 4 выдающихся личности республики Марий Эл - краевед Тимофей Евсеев (основатель потрясающего национального музея, о котором я ещё напишу), поэт Сергей Чавайн (именем которого назван самый длинный бульвар Йошкар-Олы), художник Константин Егоров и поэт Олык Ипай.

Когда наша экскурсия дошла до подвала, мне было уже достаточно, поэтому могу быть недостоверна. Когда осуждённый входил в расстрельную комнату, на пороге ему рисовали зелёнкой точку на затылке, чтобы палачу было удобнее целиться. На одного осуждённого полагался только один патрон, если с первого выстрела убить не получалось, добивали подручными средствами. Как я поняла, рядовых жертв расстреливали во дворе толпой, а не-рядовых в этой отдельной комнате и потом подцепляли тросом и как на скотобойне провозили тело к выходу в тот же двор. Когда был дан приказ все выходы из подвала перекрыть, начальник НКВД заложил все кирпичом, кроме этого расстрельного - его перекрыли глиной: начальник был уверен, что власть сменится и расстрелы возобновятся, так зачем усложнять возвращение прежних порядков.

Второй этаж я осматривала с почти индивидуальной экскурсией в компании копирайтера Наташи. Думаю, чем многолюднее экскурсии, тем они интереснее, вторая оставила меньше эмоций (хотя мб свою роль сыграл холод подвала и первого этажа). На втором этаже НА собирает старинные деревянные двери, выглядит внушительно. Он очень долго про эти двери рассказывал, показывал, что каждый новый хозяин по-новому оббивал одну и ту же дверь в соответствии с веяниями "моды".

Целая комната посвящена религии. Это и камни взорванных соборов, на месте которых Маркелов построил новые. Это десятки, если не сотня, книг, обличающих религию. Это огромный портрет Крупской, НА рассказал про общежития, которые она открывала в городах для сельских девушек: они получали кров, а за это должны были по талонам оказывать интимные услуги рабочим. Это иконы, от которых осталась только фольга. Это именные кирпичи, изготовители которых были объявлены врагами народа.
Не про религию - таблички с переименованных улиц (а на первом этаже ещё и старинные памятники с уже несуществующих кладбищ).

В той комнате два самых интересных объекта - фотографии расстрелянных марийских священников, сгруппированные под рясу, и икона с покорёженным лицом Иисуса. Сколько лет иконе неизвестно, но предполагается, что советские грабители побоялись уничтожить её, но взгляд Иисуса их так же страшил, поэтому лицо было процарапано "кошками", всю остальную икону не тронули, даже текст библии.

Там же на втором этаже кабинет руководителя с приёмной. На стенде статистика.

В этой комнате рассказана история про некую женщину, семью которой осудили. И начальник НКВД вызвал её к себе и принуждал к сексу: либо семье поможет, либо и сама погибнет. Там справа ещё диван стоит. Но женщина отказалась и в полураздетом виде выпрыгнула в окно. И будто бы был скандал, потому что тёмные делишки должны оставаться тёмными.

Историй было больше, комнат и примечательных объектов тоже. Время от времени здание хотят отобрать, а я считаю, что должна храниться память и о войне против своих. Но я заметила, что люди не хотят обсуждать существование ГУЛАГа, чем они старше, тем меньше им нравится тема. Там непочатый край работы, но всё это крайне важно.
Снято 11 и 13 августа 2017 года.

https://sunnyhedgehog.livejournal.com/859052.html

хорошоплохо (никто еще не проголосовал)
Loading...Loading...

Tags: , , ,

Leave a Reply