2017 Камино де Сантьяго (Португальский). День восьмой, от Понтеведры до Арментейры. Camino Espiritua

Итак, из Понтеведры можно идти классическим путем в Кальдас де Рей, а можно свернуть налево на Вариант Espiritual, Духовный то есть. Обычно на нем мало людей, путь идет по очень красивым местам, а один переход - морской ( речной, на самом деле), на лодке, по пути приплытия лодки с телом апостола Сантьяго.

Я уже на 90% решила, что пойду так, но точка принятия решения была на развилке.
На картах есть тропа прямо из Понтеведры, вдоль берега, но проложен Espiritual так, что сначала идешь на север, как все, потом поворачиваешь налево, обходишь горы, проходя церковь святого Петра в полях, монастырь Пойо и потом приходишь в Комбарро, как береговая тропа, а дальше уже вверх.
Путь отлично размечен, а поворот на него пропустить невозможно даже в темноте, там висит отличный щит-указатель.

Повернула я одна, люди впереди и позади проследовали прямо.
Сначала очень непривычно и боязно идти одному, особенно пока не рассвело. Но потом рассвело, меня обогнали три девушки, и все стало нормально.

В Понтеведре я не смогла позавтракать, все было закрыто (а вот в Португалии не так...), поэтому пришлось, как обычно, жевать сухомятку, сидя у очередного креста.

Но есть примета - через часа полтора -два найдешь церковь, рядом найдешь и кафе. Это было кафе при отеле Campanida в Sabaeiro. Между прочим, я отмахала уже 6.9 км, и кофе жизненно необходим.
Встречаю трех пилигримов, вернее, они идут двое и одна. Я не знаю ничьих имен, это уже закономерность. Даже, если кто-то их называл, я почти все забыла. Поэтому помню только по национальностям. Пара была тоже из Германии, кажется. Вот с ними мы дойдем, хоть и не вместе до Сантьяго.
Через 3 км я дошла до Пойо, там очень интересный монастырь, и он даже должен был открыться в 10 утра, я даже подождала минут 15, но не открылся. Ждать еще не хотелось.

Постепенно вчерашняя облачность стала расходиться, все вокруг уже подсохло.
От Пойо начинаешь спускаться к очень симпатичному курортному городку Комбарро. Над океаном, вернее, заливом Понтеведра, появляется солнце.
Где-то по пути обнаружился магазин, где можно было купить марку, а рядом почтовый ящик, поэтому открытка из Понтеведры отправилась отсюда.

Я прошла лишь часть Комбарро, но довольно симпатичную, тут много знаменитых галисийских амбаров.

Пилигримы идут, но значительно меньше. Еще с одним немцем фотографируем друг друга на фоне моря и Комбарро.

На сайтах рекомендуют обедать в Комбарро, здесь отличная кухня из морепродуктов, но я не могу плотно есть на пути, особенно, когда прямо сейчас надо лезть в гору. Пришлось ограничиться кофе с плюшкой и закупкой яблока и помидора.
И вот он, мой великий переход через гору высотой 430 м. Самый трудный участок, на самом деле, в поселке. Именно там происходит резкий набор высоты, хоть и извилистыми улицами, но на солнцепеке. Да, солнце как раз вышло со словами, "извините за вчера, сегодня уж посвечу".

Потом выходишь на автомобильную дорогу, которая идет через гору в Арментейру, подъем становится более пологим. По пути есть прекрасная смотровая площадка, даже две, но вторая в 600 м в стороне от пути. Я, как и многие обогнавшие меня пилигримы, до второй тоже дошла, но можно ограничиться первой.

Дальше просто идешь по стрелкам, в основном, по дороге. Иногда путь срезает по "простой дороге". Видели бы вы эту простую горную дорогу. Любая машина пузотерка проедет.

на osm and видно, что на горе еще множество троп, но я не решилась по ним срезать.
И вот тут был единственный страшный момент. Иду я по дороге, вершина уже явно позади, скоро спуск к Арментейре, и слышу, как с обочины кто-то громко говорит. Какой-то парень с небольшим рюкзаком машет рукой. Насторожилась, потому что он был в светлой одежде. Но на пути никогда нельзя оставлять без внимания тех, кто зовет, потому что нередки травмы. Однако с дороги я сошла лишь немного, переложила телефон в левую руку, освободила правую и спросила, в чем дело. Он махал рукой в сторону тропы и говорил, что в Арментейру туда.
Ага, щас. И ответила, что моя карта говорит, что в Арментейру по дороге и это хорошая карта. По английски парень говорил мало, а я, увидев, что помощь ему не нужна, знание испанского обнаруживать не стала.
Пожалела, что у меня нет палки, потому что выглядел он все же не совсем по пилигримски (потом, в альберге он вполне себе выглядел, как все, в штанах от Коламбии и ботинках, но тут он шел в шлепках и почти льняных штанах). Палка в руках бывшего фехтовальщика вполне себе оружие против обычного человека. Но палки у меня не было, и пока мы на расстоянии говорили другу другу "Арментейра там", показывая в разные стороны, я задумчиво поглядывала на подходящие камни. Тем временем немного впереди на дорогу из чащи вышли три лошади и пошли себе по дороге. Краем глаза я увидела, что людей при них нет, но я могла не заметить одного человека.
Махнув рукой, парень пошел по своей тропе, а я по своей дороге. И вот эти бесхозные лошади стоят у меня на пути. Одна пасется на левой стороне дороге, вторая на правой, а третья посередине.
"О, какая неожиданная неприятность" - примерно так переводится краткое и емкое слово, которым я охарактеризовала ситуацию.
Лошади русского мата не знали, но одна на меня покосилась.
Может, и правда, надо было идти по тропе. Но эти лошади вышли из чащи, то есть, тропа не панацея.
Вот стою и боюсь. Но тут послышалась громкие голоса, это уже возвращались из Арментейры пара туристов без рюкзаков, которые ходили в монастырь из Комбарро. Лошади их испугались и шуганулись в чащу. Пока они уходили, я думала, что надо их сфотографировать для Вар, явно эти лошади были для Вар. Но не стала. Сказала muchas gracias туристам, они посмотрели вслед лошадям, заулыбались, ответили de nada (не за что). И я, бодро перебирая уже усталыми ногами, поскакала в Арментейру. Лошади меня испугали гораздо больше.
Последний участок путь срезал по какой-то тропе вдоль ручья, выходящей прямо к кафе рядом с монастырем. Там уже сидел и обедал немец, с которым мы фотографировали друг друга. Я плюхнулась за столик и взяла неизменный cafe con leche.
Арментейра - это маленький поселок и цисцерианский женский монастырь - Mosteiro de Santa María da Armenteira, основанный в XII в. Церковь сохранилась с той поры, остальные постройки XVII-XVIII в.

Это очень уютный уголок, старинный и тихий, но не заброшенный.
Интересное место, сочетание уединенности и цивилизации. Это глушь, но не глушь.
Обратите внимание на крест. Это кельтская Испания

Можно зайти в церковь и в монастырский дворик. Так же здесь ночуют паломники, но за 25 евро. Поэтому я, как и многие, идут в альберге, за привычные 6 или 7 евро. В поселке целых два кафе-ресторана, но сейчас работает только одно. Я пока еще не могу есть, поэтому иду в альберге, до него 700 м. Кстати, парень из леса пришел сильно позже меня.
В альберге уже довольно много народа, я вижу трех итальянок из Вила-де-Конде и Мариньяша. Мы обнимаемся. Вот тут понимаешь, как по-другому воспринимаешь людей на пути.
Пришла Нора (О! вот имя, которое помню), моя соседка по альберге в Редонделе.
Альберге постепенно наполняется пилигримами. Тут немало кроватей, но люди все приходят и приходят. Говорят, ни разу за все время существования альберге здесь не было столько человек за ночь. Достают матрасы из кладовых, здесь никому не откажут в месте хотя бы на полу, потому что больше особо ночевать негде.
Мои ноги уже отдохнули, и я сходила один раз обратно в кафе поесть большую тарелку салата,

и второй раз вечером в монастырь на мессу. Я уже 8 день на Камино, но только в этот вечер пришла на мессу для пилигримов.
Месса не в церкви, а в капелле. Я не знаю, как рассказать, но очень уютно и хорошо. Потрясающие голоса у монахинь. Никакого пафоса, только спокойствие и доброжелательность. Мы встаем полукругом и каждого благославляют, читая благословение на многих языках.
И тихий вечер, несмотря на множество народа в альберге. Можно сидеть и смотреть сначала на закат (самый яркий я умудрилась пропустить), потом на звезды.
Выбегаю я с фотоаппаратом снять закат и вижу, что он уже побледнел. И слышу рядом:
- Он был ярким пять минут назад, Татьяна.
Я в глубинке Испании, кстати.
Оказалось, девушка, про которую я подумала, " на нашу похожа", действительно, наша. А меня знает по группе Камино в фэйсбуке и даже написала мне перед отъездом, но я пропустила ее сообщение.
Так мы познакомились с Леной из Ижевска, и обгоняя, догоняя друг друга дошли до Сантьяго.
Я не осталась ночевать в деревне Мос на позапрошлом этапе, но вот теперь ночевка в деревне самое то, что нужно. Здесь поют птицы!
Пожалуй, самый пилигримский день на моем Камино.
#caminodesantiago#caminoportugués

хорошоплохо (никто еще не проголосовал)