Атомный ракетный крейсер «Лонг Бич» (USS Long Beach)

Атомный ракетный крейсер Лонг Бич./ USS Long Beach (CGN-9) открыл новую Эру в истории флота - эру загоризонтной, хирургически точной войны на море с применением ракетного оружия. Первый в мире ракетный крейсер. Первый в мире атомный крейсер.

Лонг Бич был заложен 2 декабря 1957 года на верфях Bethlehem Steel Co. и 9 сентября 1961 года вошел в состав ВМС США. Уникальный корабль прослужил в составе флота 33 года, пройдя за этот срок более миллиона морских миль.

"Лонг Бич" создавался как эскортный крейсер ПВО и ПЛО для оперативного взаимодействия с атомным авианосцем Энтерпрайз. Корабль впервые получил экспериментальную РЛС с фазированной антенной решеткой AN/SPS-32 (ставшая прообразом AN/SPY-1), благодаря которой "Лонг Бич" приобрел характерную высокую надстройку, сделавшую его самым высоким крейсером в мире.

Во время модернизации в конце 70-х годов ЗРК Талосs был демонтирован. Вместо него в составе вооружения крейсера появились 8 пусковых установок ALB для ракетТомагавк и две счетверенные установки Мк 141 для запуска ПКР Гарпун. Так же корабль был оснащен 2 комплексами самообороны Вулкан MK.15.

Общие характеристики:
Длина (м): 219,9
Высота (м): 22,3
Ширина (м): 9,1
Водоизмещение (тонн): 17000
Скорость (узлов): 30
Запас хода (миль): 360000
Атомный реактор: 2 GE C1W pressurized-water
Экипаж: 890

Вооружениe:
Орудия: 2 127-мм
Торпедные аппараты: 6 324 мм
ПКК: 8 Гарпун
Крылатые ракеты: 8 Томагавк
Системы ПВО: 2 Терьер (102 ракеты)
Системы ПВО: 2 Вулкан MK.15
Системы ПВО: 1 Талос (52 ракеты)
ПЛК: 1 АСРОК

В период с 31 июля по 3 октября 1964 крейсер принял участие в операции Sea Orbit, совместно с атомным авианосцем Энтерпрайз и атомным крейсером Бэйнбридж. «Морская орбита» — кругосветное путешествие американской Оперативной группы 1 в составе атомного авианосца CVN-65 «Энтерпрайз», атомного ракетного крейсера CGN-9 «Лонг Бич» и атомного фрегата DLGN-25 «Бейнбридж» с 31 июля по 3 октября 1964 года. За 65 дней плавания корабли прошли 30 565 морских миль.

Маршрут плавания проходил через Рабат (Марокко), Дакар (Сенегал), Фритаун (Сьерра-Леоне), Монровия (Либерия), Абиджан (Берег Слоновой Кости), Найроби (Кения), Карачи (Пакистан), Фремантл, Мельбурн и Сидней (Австралия), Веллингтон (Новая Зеландия), Буэнос-Айрес(Аргентина), Монтевидео (Уругвай), Сантус, Рио-де-Жанейро и Ресифе (Бразилия). По пути «Энтерпрайз» сделал три захода в порты Карачи, Сидней и Рио-Де-Жанейро.

С октября 1966 года корабль почти год находится на боевом дежурстве в Тонкинском заливе, выполняя функции командного центра палубной авиации. За время дежурства крейсер дважды отразил атаки вьетнамских самолетов, сбив два МиГа.

В 1968 Лонг Бич снова возвращается на боевое патрулирование к берегам Вьетнама.

В 1980-х годах, после появления более крупных атомных советских крейсеров проекта «Киров» ВМФ США, пытаясь обосновать их существование, вывели концепцию применения подобных кораблей, названную CSGN или «ударный крейсер» ( англ. Strike Cruiser ). В рамках разработки программы предполагалось модернизировать как прототип «Лонг Бич».

Корабль должен был быть капитально перестроен с полным изменением архитектуры. Артиллерийские установки заменялись на 203-миллиметровые артсистемы Mk71, использовавшие снаряды с лазерным наведением. Предполагалась установка большого количества (до 32) ПУ «Томагавк» и ракет «Гарпун».

Последней крупной вехой в истории крейсера стало участие в операции "Буря в пустыне", где "Лонг Бич" выполнял роль эскорта и вертолетной площадки для поисково-спасательных сил.

В 1995 в связи с физическим износом конструкции крейсера, "Лонг Бич" был исключен из состава ВМС и в настоящий момент ждет утилизации. Решение о превращении крейсера в музей было отклонено, в связи с радиационной безопасностью.

Ввиду исключительно высокой стоимости, "Лонг Бич" стал единственным кораблем серии, "белым слоном флота". Несмотря на это, проект оказался удачным с технической стороны, а все уникальные механизмы и системы вооружений, протестированные на крейсере "Лонг Бич", были признаны эффективными и были приняты на вооружение кораблей других серий.

30 июля 2004 года состоялась встреча ветеранов операции в честь 40-летия начала плавания. В 2011 году экспозиция, посвящённая операции Sea Orbit организована на выставке «Технологии атомного века: атомная силовая установка» (Technology for the Nuclear Age: Nuclear Propulsion) в разделе Холодной войны Музея ВМС США в Вашингтоне.

Летом 2012 года корабль продали с аукциона компании Tacoma Metals. Точная стоимость корабля не уточняется, но American Metal Market оценивает сделку в 885-895 тысяч долларов. Масса корабля, изготовленного из стали, алюминия, меди и других металлов, составляет около 15 тысяч тонн.

https://picturehistory.livejournal.com/2884689.html

хорошоплохо (никто еще не проголосовал)
Loading...Loading...

Tags: , , , , ,

Leave a Reply