Саратов, часть 1 (1 октября 2016 г.)

Закончив рассказ о пребывании в Астрахани, отправляемся в другой центр Нижнего Поволжья – Саратов. Если Волгоград в ходе этого путешествия я посетил в третий раз, Астрахань – во второй, а Элисту – в первый и пока единственный, то в Саратове, где живут мои родственники, бываю относительно регулярно. Первый раз попал сюда в 4-летнем возрасте, в 1986 году. Но, разумеется, каждый раз открываю здесь какие-нибудь новые места: город весьма велик и разнообразен.

Саратов был основан в 1590 году как форпост России в только что присоединённом Поволжье. Дважды в 17 в. переносился с места на место, побывав в том числе и на левом берегу Волги, на месте его современного города-спутника Энгельса. В 18-19 веках, став центром одной из главных житниц России, город быстро рос, так что в 1897 г. по населению (137 тыс.) на территории современной РФ уступал только Петербургу и Москве (а также Кёнигсбергу). В советское время быстрый рост продолжался, к 1991 г. город достиг 911 тыс., но потом началось снижение (843 тыс. в 2016 году). Война прошла недалеко отсюда, но город не задела, так что дореволюционная архитектура по большей части сохранилась, и в этом Саратов ближе к Астрахани, чем к Волгограду. Хотя больше напоминает последний размерами, географическим положением (вытянут вдоль Волги на много километров) и холмистым рельефом.

Все путешествия 2016 года – см. по тэгу: http://pavel-petukhov.livejournal.com/tag/%D0%BF%D1%83%D1%82%D0%B5%D1%88%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D1%8F%202016

1.
Итак, утром в первый день октября прибываю в Саратов, где ещё заметны следы вчерашнего дождя.

2.
Памятник Дзержинскому (1939) на привокзальной площади.

3.
От вокзала в центр города ведёт довольно узкая Московская улица, окружённая на этом отрезке дореволюционными корпусами университета. Чувство, что идёшь по какому-то коридору.

4.
В следующем квартале – явный конструктивизм.

5.
Дома-близнецы, видимо, части бывшей усадьбы.

6.
Следующий квартал полностью занимает университетский ансамбль начала 20 в.

7.
В него входит храм Кирилла и Мефодия.

8.
На углу улицы Астраханской, похоже, главный корпус. Перед ним виден памятник Кириллу и Мефодию (открыт в 2009, к Дням славянской письменности и культуры).

9.
Улица Астраханская на всём протяжении представляет собой бульвар, который в перспективе должен быть включён в пешеходное «кольцо» вокруг центра города: улицы Кирова, Волжская, набережная Волги.

10.
Здесь я позавтракал.

11.
А здесь сел на автобус и отправился на другой конец города, в Заводской район. Путь занял почти час.

12.
Улица Азина – дальняя окраина даже по меркам Заводского района, а для меня – «родовое гнездо».

13.
Сразу же отправляемся с дядей ещё дальше – на Увекское кладбище (в его названии сохранилась память о золотоордынском городе Увек, или Укек), посетить могилы бабушки и других родственников.

14.
Животный мир кладбища.

15.
С кладбища прекрасно виден нефтеперерабатывающий завод, известный как «Крекинг».

16.
Здесь похоронены бабушка и прабабушка. Бабушка родилась в Саратове, потом судьба забросила её в Сибирь, но, выйдя на пенсию, она вернулась в родной город и дожила тут до 101 года.

17.
Прапрадед, когда-то работавший на нефтяных промыслах Баку, а потом осевший в Саратове, точнее, в пригородном посёлке Князевка, в качестве мастера на местном нефтезаводе.

18.
Побывав на кладбище, едем в район, который, как и завод, именуется Крекингом.

19.
До войны около нефтезавода был возведён квартал капитальных домов для ИТР. Сейчас от него остался лишь один жилой дом.

20.
Остальные были снесены по соображениям безопасности: слишком близко к опасному производству.

21.
Недостроенная церковь. Когда-то и на её месте стоял дом.

22.
А на месте дома, где жила моя родня, теперь пустырь.

23.
Ещё один дом не снесён, а превращён в приют для собак. На самом деле место довольно жутковатое: непрестанно лающий дом среди безлюдья.

24.
Трамвайное кольцо. Почему-то не у самого завода, а у (бывшего) жилого квартала с противоположной его стороны.

25.
Заводской парк почти заброшен, хотя ещё в 80-х, судя по моим детским фотографиям, жизнь тут кипела. На этом месте стояли памятники Ленину и Сталину, потом Ленин остался в одиночестве, но теперь исчез и он.

26.
Сохранился только памятник Кирову, имя которого раньше носил НПЗ.

27.
Медсанчасть завода.

28.
Проходная НПЗ. Завод был основан в 1934 г., но здание явно из более поздних времён.

29.
Обходим завод с севера по улице Брянской.

30.
Фактически завод расположен на плато, нависающим над посёлком Князевкой, где и зарождалась нефтяная промышленность Саратова.

31.
В сам посёлок мы не пошли, поглядев на него сверху. Пусть останется до следующего приезда.

32.
Вдоль Волги идёт железнодорожная ветка, по которой сегодня утром я и въехал в город. А дальше виднеется центр города.

33.
Мы вернулись в жилые кварталы, и дальнейший путь по Заводскому району я проделал один. Это проспект Энтузиастов – пожалуй, самый кривой проспект из всех, которые я видел, несколько раз меняющий направление, но остающийся главной магистралью всего района.

34.

35.
Есть вдоль него и традиционные районы двухэтажек.

36.

37.
И более современная застройка. Хотя больше всего промзон и пустырей.

38.

39.
Современная церковь Всех Святых.

40.
Саратовский подшипниковый завод.

41.
Встречаются кварталы буквально из нескольких сталинок, «островки» среди промзон и более поздней застройки.

42.
Памятник Калинину. В этот скверик я уже как-то заходил в один из предыдущих приездов в Саратов.

43.

44.
Улица Крымская.

45.
Проспект проходит над ещё одной железнодорожной веткой.

46.

47.
Вскоре проспект опять меняет направление и характер застройки, теряя при этом трамвайную линию, которая уходит на параллельную улицу Барнаульскую. Кстати, на саратовском трамвае мне в этот приезд поездить не довелось.

48.
Бывшая школа, ныне академический институт биохимии и физиологии растений. Здание почему-то стоит к проспекту задом.

49.
Напротив него сохранилось несколько деревянных двухэтажек, практически вытесненных домами брежневской постройки.

50.
Завершающий пункт моего сегодняшнего маршрута – ТРЦ «Оранжевый», занимающий часть территории бывшего авиазавода, вокруг которого и вырос этот район. Хотя старожилы говорят даже не «Авиазавод», а «Комбайн», потому что когда-то он действительно был перепрофилирован из комбайнового завода.

51.
Тем временем стемнело, и я отправился домой, а на следующий день, перед тем как отправиться в центр города, предпринял ещё одно обследование Заводского района. Об этом – в следующей части.

https://pavel-petukhov.livejournal.com/571116.html

хорошоплохо (никто еще не проголосовал)
Loading...Loading...

Tags: ,

Leave a Reply