В гости к царевичу Дмитрию

Лето люблю проводить на колесах — интересуюсь, знаете ли, просторами Родины.
На этот раз в планах были Калязин и Углич. Состав десанта: я, жена и Миша Голубев.

Первую остановку сделали в Калязине, чтобы посмотреть затопленную колокольню Никольского собора (1800 г.) Троицкого монастыря. Конечно, это должен увидеть каждый русский человек — почти что русская Атлантида.


А раньше здесь было так

2. Калязин
Центр Калязина с Никольским собором и Троицким монастырем

На дне водохранилищ <br /> лежат 7 российских <br /> городов. <br /> Когда-то они были родиной <br /> тысяч людей<span></span>

Это центральная площадь Калязина

От Калязина до Углича полчаса езды (дорога, кстати, в этом направлении вообще неплохая).

Углич не прочь потягаться древностью с Ростовом Великим старейшим городом Северо-Восточной Руси. Местная летопись сохранила предание о некоем Яне Плесковиче, родственнике княгини Ольги, который будто бы и основал здесь в 937 году первое поселение. По его имени город долгое время носил имя Яново Поле, а потом стал называться Угличе Поле или попросту Углич якобы от крутого угла, который образует здесь Волга.

Археологические раскопки подтверждают, что во второй половине Х века город уже существовал.
В те далёкие времена городская черта ограничивалась деревянными стенами кремля, стоявшего над обрывистым берегом Волги. К XIII веку вокруг кремля начал формироваться посад, а в XIV столетии разросшиеся городские слободы перекинулись на другой берег Волги.

После монгольского погрома Углич вместе со всей Северо-Восточной Русью вступил в длительную полосу вражеских нашествий и внутренних неурядиц. До середины XVI века, пока не усмирили казанцев, от татар житья не было. Казаки, поднимавшиеся по Волге на своих летучих стругах, тоже своего не упускали, даром что православные.

Не пошла на пользу городу и междоусобная чехарда. В XIV веке Углич оказался как раз на границе с Тверским княжеством. Князь Михаил Тверской дважды осаждал его и в 1371 году все-таки взял и сжег дотла. В середине XV века, во время борьбы великого князя Василия II Темного с Дмитрием Шемякой, Углич служил местом ссылки ослепленного московского государя, а затем и его побежденного противника.

С 1462 по 1491 год в Угличе княжил сын Василия Темного, Андрей. Это был один из самых просвещенных людей своего времени. Во время его тридцатилетнего княжения маленький Углич превратился в культурный оазис Московского государства, где подвизались многие выдающиеся книжники древней Руси.

С этого времени угличане привыкли, что ими владеют великие князья, родственники московских государей. Благодаря этому обстоятельству Углич дольше всех других городов сохранял статус удельного княжества и даже чеканил собственную монету. Последним углицким князем был Юрий Васильевич, брат грозного царя, поэтому опричные опалы город счастливо миновали. После присоединения Казани на Волге стало спокойно, угличане богатели торговлей, за городом множились тихие обители.

Но в последнее десятилетие XVI века над Угличем разразилась новая политическая буря.

15 мая 1591 года в Угличе произошло событие, во многом предопределившее дальнейший ход русской истории.

Полуторагодовалый царевич Димитрий, последний отпрыск грозного царя, был сослан в Углич сразу же после смерти Ивана Грозного в 1585 году, вместе со своей матерью Марией Нагой и тремя дядьями. На московский престол сел его старший брат Федор Иоаннович, при котором все нити управления государством сосредоточились в руках Бориса Годунова. Федор был бездетен, и Бориса подозревали в намерении захватить трон после смерти царя. Единственным препятствием на пути Бориса к престолу был малолетний углицкий ссыльный.

И вот, 15 мая 1591 года по Москве молнией разнеслась весть: царевича Димитрия не стало! В Углич была срочно направлена следственная комиссия во главе с боярином Василием Шуйским. Результаты ее работы были оглашены перед государем и земским собором. Вырисовывалась следующая картина. Восьмилетний царевич, страдавший «падучей» (так называли тогда эпилепсию), играл во дворе в тычку с четырьмя мальчишками. Игра эта заключалась в том, чтобы попасть ножиком в лежащее на земле кольцо. Вдруг Димитрий забился в припадке и, падая, смертельно ранил себя ножом в шею.

Но в 1606 году бывший глава следственной комиссии Василий Шуйский, ставший теперь уже московским царем, без тени смущения заявил, что царевич был зарезан подосланными убийцами по приказу Бориса Годунова. В том же году мощи Димитрия были перевезены из Углича в Москву и канонизированы, а версия о его убийстве получила статус исторического факта.

Однако ряд историков (в том числе и ваш покорный слуга) выдвинули достаточно аргументированную гипотезу, согласно которой в тот роковой день 15 мая Димитрий вовсе не погиб, а был только ранен и укрыт его родней в безопасном месте. Вместо него следственной комиссии предъявили тело другого мальчика, специально убитого по приказу Нагих. А спасенный царевич впоследствии стал тем самым человеком, за которым закрепилось имя первого самозванца. Подробнее см.: Цветков С. Э. Царевич Дмитрий. Сын Грозного, 1582—1606. Марина Мнишек. — М.: Центрполиграф, 2005.

Прояснить это темное дело могла бы генетическая экспертиза останков Ивана Грозного и углицкого младенца, которые считаются мощами царевича Димитрия. Но процедура эта дорогостоящая и пока еще, видимо, не родился спонсор, готовый ее оплатить. Да и получить разрешение на нее будет чрезвычайно трудно.

Княжеский дворец в Угличе считается древнейшим на территории Центральной России жилым зданием его построили в 80-х годах XV века. Когда-то постройка была трехэтажной, но за пять столетий ушла в землю, и первый этаж превратился в подвал.

Сравнительно недавно поставили памятник царевичу Дмитрию.

Внутри музей, довольно интересный:

Дверь 19 века

Костюм местных крестьян

Женская обувь

Ляшкое и русское вооружение

Вериги (носились на голое тело)

В верхнем зале можно увидеть изукрашенную цветными изразцами печь, восстановленную по древним образцам. Тут же отпечатанный на принтере текст ответ углицкого воеводы Петра Дашкова на грамоту царя Михаила Федоровича. Из этого документа видно, до чего дошел город во времена Смуты: «В Угличе нет никакой рати, всего только шесть пушкарей, да и те голодные. Казны нет, хлеба нет, острог обветшал, мосты не мощены, стены города развалились, башни на оных разрушились, хлебу неурожай, и угличане с женами и детьми разбрелись из города, будучи напуганы лютыми ляхами».

Теперь о приключениях углицкого колокола.

Этот до поры до времени ничем не примечательный набатный колокол висел на колокольне Спасского собора, стоявшего рядом с княжим двором. Его гулкие удары изменили течение русской истории 15 мая 1591 года, когда пономарь Федот Афанасьев по прозвищу Огурец оглушительным звоном оповестил народ о том, что с царевичем Димитрием случилось недоброе. В городе вспыхнул мятеж, во время которого угличане расправились с московскими дьяками предполагаемыми убийцами царевича.

Борис Годунов жестоко наказал не только участников этого самосуда, но и колокол, давший сигнал к мятежу. Его сбросили со Спасской колокольни и, словно живому преступнику, вырвали язык, отрубили ухо, били плетьми, после чего отправили в сибирскую ссылку вместе со многими горожанами.

Целый год ссыльные угличане, под конвоем стрельцов, тянули на себе набатный колокол до Тобольска. Тамошний воевода князь Лобанов-Ростовский, получив такого необычного политического ссыльного, велел запереть корноухий колокол в приказной избе, где он был записан как «первоссыльный неодушевленный с Углича».

Затем углицкий колокол висел на колокольне церкви Всемилостивого Спаса. Оттуда был перемещен на Софийскую соборную колокольню, где едва не расплавился в 1677 году, во время большого тобольского пожара. В XVIII веке тобольский архиепископ Варлаам, для отличия знаменитого колокола от прочих колоколов, приказал выбить на нем памятную надпись.

В 1848 году углицкие краеведы и любители старины прониклись идеей возвратить уникальный памятник истории на родину. В этом благородном деле принял активное участие известный писатель-славянофил Иван Сергеевич Аксаков. С этого времени началась полувековая тяжба между Угличем и Тобольском за обладание «ссыльным» колоколом.

После длительной переписки и получения разрешения императора Александра III делегация угличан прибыла в Тобольск. Уплатив 600 рублей в городскую казну, они отправились домой с драгоценным грузом и 20 мая 1892 года в 11 часов вечера прибыли в Углич. На берегу пароход встречало духовенство и множество горожан.
«Ссыльный» колокол стал одним из первых экспонатов Углицкого музея древностей, открытого в том же 1892 году, а впоследствии переехал в один из храмов Углича церковь святого царевича Димитрия на крови. Еще лет 15 назад любопытствующим туристам разрешали послушать его бунтарский голос. Теперь


Возвращение в Углич ссыльного колокола в 1892 г.

На месте его предполагаемой гибели царевича Дмитрия возвышается пятиглавая каменная церковь святого Димитрия на крови конечно же, кроваво-красного цвета. Ее голубые купола усыпаны золотыми звездами. Построена она в 1692 году. В настоящее время в храме располагается музей.

Внутри церкви сохранились фрески, выполненные в 1788 году церковным художником Петром Хлебниковым. Одна стена целиком отведена под сцены трагедии 15 мая 1591 года, служа наглядной иллюстрацией официальной версии об убийстве царевича людьми Бориса Годунова.

Здесь же хранятся реликвии, связанные с тем роковым днем и последующей канонизацией Димитрия. Нарядц со «ссыльным» колоколом стоит обратить внимание и на раку, в которой мощи углицкого младенца в 1606 году привезли в Москву для канонизации. Рядом с ней демонстрируется большой фонарь, освещавший путь процессии.

Рядом с кремлем стоит первый углицкий трактор

Пристань

Вокруг дворца

Осмотрев углицкий кремль, мы посетили еще два монастыря. Богоявленский женский саружи очень красив.

Однако внутри он сильно пострадал и восстанавливается медленно. На его территории все еще расположена школа с мемориальной доской в память Ольги Берггольц. Оказывается, известная поэтесса, чье имя обычно связывается с циклом блокадных стихов, в 1918-1921 гг.училась здесь, у нее есть книга об этом городе.

Алексеевский женский монастырь стоит вдали от центра. Здесь патриархальная тишина.

Эта церковь интересна замечательными изразцами

В том числе каким-то абстрактыми узорами в духе Кандинского

Вид с заднего двора

Потрясающее зрелище представляет собой местная ГЭС (строительство 1935-1955 гг., пущена в 1940). Архитектурный комплекс Угличской ГЭС является объектом культурного наследия, охраняемым государством.

Вода кипит, вырываясь на волю

Вид на дворец царевича Дмитрия

В городе есть еще несколько "неофициальных" музеев, вроде музея русской водки или музея мифов и суеверий русского народа. Но это уже на любителя. С нас хватило увиденного.

_____________________________________________________________
Рад сообщить, что моя книга «Последняя война Российской империи» (30 авт. л.) выйдет осенью этого года.
Заказать свой экземпляр с автографом и подарком от автора можно уже прямо сейчас по адресу:

http://planeta.ru/campaigns/15556 (там же см. информацию о книге)

или обратившись непосредственно ко мне (контакты в профиле).

Заказав книгу, вы получите её почтовой пересылкой (оплата за счет получателя). Возможен самовывоз в Москве при личной встрече.
Есть также вариант с электронной версией.
Если появились вопросы, пишите — отвечу.
Буду благодарен за перепост.

http://sergeytsvetkov.livejournal.com/436283.html

хорошоплохо (никто еще не проголосовал)
Loading...Loading...

Tags: ,

Leave a Reply