Зарисовки про индийские поезда и вокзалы

Поскольку самостоятельные путешествия лучше планировать загодя, пришла мне в голову мысль: а не записать ли в разгар лета воспоминания о нашем давнем опыте поездок по индийской железной дороге...

    Маргао. Вокзал

Первая такая поездка состоялась почти пять лет назад - в октябре 2010 года.

Как давно это было! Всемирная паутина не была еще завалена огромным количеством полезной и подробной информации от бывалых путешественников, ее (информацию) приходилось собирать буквально по крупицам, шурша по едва зарождавшимся русскоязычным форумам. О существовании ЖЖ я тогда еще не подозревала, да и известные сегодня всем вам странники Зялт и Доля только-только начинали выдвигаться в путь. Зато в процессе поиска я наткнулась на интереснейшие автономные блоги о путешествиях, которые по сей день снабжают нас новостями из ЮВА и замечательными идеями бюджетных путешествий.

Так вот. Решившись на первую авантюру, прилетев на Юг Индии и переспав ночку в Коваламе, поехали мы на тук-туке в Тривандрум, на железнодорожный вокзал, ибо нетерпелось, хотелось через пару-тройку дней выдвинуться в Гоа.
Для удобства передвижения по стране билеты на поезд можно было и заранее через Интернет купить. Говорят, так надежнее, но мы не ищем легких путей и забраговременной покупкой билетов не озаботились, надеясь на то, что в самом начале туристического сезона проблем приобрести их в кассах местного вокзала не будет.

Поезд мы выбрали заранее, записав в блокнот его название, номер, станцию прибытия и время. Я уже не раз упоминала, что с английским у нас туго. Что касается быстрого выхода в Интернет, то с вайфаем в Индии и сейчас прямо скажем не очень, а тогда было совсем швах, поэтому, блокнот-шпаргалка во многих ситуациях нас выручал.

В кассовом окне нам выдали бланки для заполнения, что-то типа анкеты. В Индии без анкеты - никуда. Стоим, значит, хлопаем глазами: как заполнять??? Оказавшийся рядом индиец, сверкнув белозубой улыбкой, помотал на традиционный манер головой и сжалился над непутевыми туристами...
И ведь как понятно растолковал! Просто диву даюсь способности местного населения общаться при помощи языка жестов! Выдавая билеты, кассирша говорила что-то про "фуд", мы кивали, примерно догадываясь, что речь идет о пропитании в пути. И только потом, уже в поезде, мы поняли, что питание в экспрессах входит в стоимость билета. Возможно, кассирша и пыталась нам это растолковать, уточняя, не вегетарианцы ли мы часом, но знания о таких вот тонкостях индийского сервиса пришли много позже, в последующих путешествиях.

Итак. Отдохнув три дня в Коваламе и накупавшись до одури в океане, сели мы в свой первый индийский поезд RAJDHANI EXPRESS(№2431), который трижды в неделю (вт. чт. пт.) ходит из Тривандрума в Бомбей или по-нынешнему - Мумбаи. Это к тому так подробно про название и дни отправления, что, глядишь, и пригодится кому.

    индийский поезд

Отправление из Тривандрума (штат Керала) в 19 часов 15 минут, прибытие на станцию Маргао (штат Гоа) к обеду следующего дня, если по расписанию, то в 11 часов 20 минут.
Нередко я читала на форумах о том, что индийсские поезда постоянно опаздывают, но нам повезло: во все наши поездки опоздания были незначительными, на час-два, не больше, что для непредсказуемой Индии почти идеально.
Правда, катались мы только на экспрессах, обычные пассажирские поезда могут и на десять часов опоздать.
Один билет в вагон второго класса с кондиционером (AC Tier Code 2A) обошелся нам в 30 долларов.
В стоимость входило: питьевая вода, еда, чай, постельное белье.

Комфортно ли туристу в индийском поезде?

В экспрессе - вполне комфортно. О типах индийских поездов расскажу вкратце в конце, а пока - о нашей первой поездке в экспрессе второго класса.
Только мы нашли свои места в вагоне, только расположились, как попутчики - многочисленное индийское семейство, пожелав ехать рядом с родственниками, а не через стенку (согласно купленным билетам, часть семейства оказалась в другом купе), решило нас переселить. За сговорчивость они щедро одарили нас домашними плюшками и повели в начало вагона показывать новое место дислокации.
Это было крутейше! Нам предоставили, можно сказать, СВ - "апартаментаы" на двоих, где одну сторону пространства занимал металлический ящик, а на другой было две мягкие полки.

    купе

Обласкала нас Индия для первого раза. Смилостивилась. А ведь порой она такие экзамены своим гостям устраивает - мало не покажется! Приземлились мы как-то в Хайдарабаде...
Но сегодня не об этом, а о поездах.

    Ковалам

Рассказываю случай.
Однажды на пути из Гоа нашими соседями по купе стала милейшая пара с ребенком.
Поначалу было всё прекрасно. Только немного забавным казался факт их общения с маленькой дочкой исключительно по-английски. Может, таким образом они решили уважение к нам проявить? В представлении индийцев все бледнолицие говорят по английски, им даже в голову не приходит мысль, что европеец может не знать английского. А может, они просто хотели показать, что образованные...
Как вы уже догадались, пообщаться не получилось, а чуть позже мы уселись на свободные боковушки и ненадолго задернули шторки, чтобы отгородившись от посторонних глаз забить перед сном трубку мира.

Как думаете, они обиделись, подумали, что мы зазнаёмся? Так ли это было, сказать сложно...
Но последующая ночь стала для нас кошмаром.

Едва завалились мы в предвкушении сладких снов на свои верхние полки, как у отца семейства зазвонил телефон...
И всё бы ничего, поговорил и поговорил полчасика, что тут такого, но - нет, телефон верещал всю ночь. С небольшими перерывами. Громким, срывающимся на крик голосам, сосед то и дело решал по телефону важные вопросы. Мысль о том, чтобы выйти поговорить в тамбур, его голову ни разу не посетила. Женщина спать не ложилась, она так и просидела всю ночь, держа на коленях дочь. Не знаю, спала ли девочка, но нам этот чудик устроил потрясающую ночь.
До сих пор вспоминаем. Теперь уже хохочем, а тогда... Ну, вы понимаете.
С тех пор в списке необходимых для путешествий вещей появились беруши.
Хотя, в сравнении с другими возможными в Индии экстемальными происшествиями, этот случай - лишь мелкое неудобство.

Чем кормят пассажиров в индийском поезде?

Выдали вот такой ланч:

    ланч

Каждому вручили по бутылке питьевой воды и личный термос с кипятком для чая. Практичненько так, никто к титану со стаканами туда-сюда не бегает

Всё было острое, но вполне съедобное. Не считая гостинцев от попутчиков - домашних плюшек, тоже очень острых, этот ланч стал нашей первой в жизни настоящей индийской едой.
В кафешках Ковалама предлагают много адаптированной под европейцев еды, которую мы в первые дни и употребляли, постепено приспосабливая свои организмы к индийскому климату и среде.
Что касается страшилок об отравлениях, они нас не пугают, главное, - не думать об этом. Нельзя в Индии думать о плохом, надо предвкушать только хорошее. Здесь ведь как: только подумаешь о чем-то, а оно - тут как тут. Поэтому, любые мысленные "заказы" должны быть очень конкретными, детально продуманными.
О том, что нужно чаще мыть руки и брать в дорогу обеззараживающий гель или салфетки, всем и так понятно.
Кстати на десерт в поезде, кроме печенья, было еще и мороженое!

Класс поезда: Tier Code 2 AC

Спальный мягкий вагон с четырьмя полками в купе и с боковыми полками. Практически полное сходство с нашими плацкартом, но полки в индийских вагонах несколько длиннее, чем в российских. Полки закрываются плотными шторами.
Есть кондиционер и куча вентиляторов. Вагоны обслуживают проводники.
Часто читаю, что в кондиционированных вагонах очень холодно. Нам было нормально, под одеялами не замерзли.
Ориентировочная стоимость билета в 2AC - 1500 рупий за 1000 км.

Есть еще Tier Code 3 AC

Спальный мягкий вагон идентичный вагону 2 АС, но с шестью полками в купе.
Билет стоит немного дешевле, чем в 2 АС.
Мы ехали однажды по тому же маршруту в 3 AC и были очень довольны тем, что нам достались боковушки.

    индийский поезд

У соседей в купе, как видите, тесновато, они ютятся вшестером а мы - вдвоем, за шторкой в личной "норке".

    Ковалам

В вагоне четыре туалета. И в них практически не бывает очередей.
С каждой стороны вагона, кроме туалетов, есть дополнительные раковины. Очень удобно, если нужно только умыться. Туалеты делятся на два типа: индийский и европейский.
В индийском "дизайне" было даже чище.

    collage.jpg

Мусор, как и везде в Индии, "сам падает" куда попало, его не поднимают, просто запинывают под лавки.
В пути случаются и попытки уборки.

                              Индийский поезд

Некоторые подробности прячу под спойлер. Они не всем интересны.

О том, какие еще поезда есть в Индии
Глядишь, и понадобится кому, хотя я эти детали больше для себя тут переписала, чтобы быстро найти. Многое ведь со временем забывается.

Second Sitting General Class Code 2S

Это обычный общий вагон. Низкая стоимость билета и совершенно невозможное количеством пассажиров на квадратный метр вагона. Назначение мест отсутствует. Отсутствуют и стекла в зарешеченных окнах. Полки в вагоне деревянные. Пассажиры сидят, стоят, лежат где придется.
Вариант только для самых отчаянных и выносливых!
Зато билет какой дешевый, всего 150 рупий за 1000 км.

Sleeper Class

Чем-то похож на наш плацкартный вагон, но в купе не четыре, а шесть полок - по три с каждой стороны. Если ваше место оказалось на первой или второй полке, вам вряд ли удастся прилечь днем, поскольку средняя полка откидывается только на ночь, а на нижних полках будут целый день сидеть многчисленные попутчики. Окна вагона без стекол, постельное белье не предполагается. Есть вентиляторы. Народу едет немерено.
Билет стоит 400 рупий за 1000 км.

First Class Non AC

Давно устаревший и практически исчезнувший из индийских реалий класс вагонов с отдельными купе и двумя мягкими (одна над другой) полками. Без кондиционера.
Билет стоит 1000 рупий за 1000 км.

First class Air - Conditioned Code 1 AC

Первый класс с кондиционером - спальный мягкий вагон с двухместным изолированным купе.
Данный тип вагонов есть не во всех поездах, только в некоторых экспрессах.

Стоимость проезда в 1 АС: 3000 рупий за 1000 км.

Есть в Индии и поезда с креслами. Они удобны для передвижения на короткие расстояния.

AC Chair Car (EC)

Стоимость проезда: 700-800 рупий за 1000 км.

Executive Chair Car (EC)

Вагоны повышенной комфортности с мягкими креслами и кондиционером.
Стоимость проезда: 800-900 рупий за 1000 км.

Локальная электричка

Вагоны с решетками на окнах, простыми деревянными лавками. Двери отсутствуют. Годится для непритязательных туристов-экстремалов под покатушки с ветерком. Самое удобное место - тамбур. Можно сесть в дверном проеме, свесив на волю ноги. Тапки только снять не забудьте. Что касается безопасности таких поездок, то в Индии считают: на все воля кармы, да и люди не полные идиоты и вполне способны сами заботиться о своей безопасности.
Информацию о поездах и покупке билетов брала на форуме огоа.ру

Если так случилось, что вы не купили билеты на индийский поезд заранее, то обратитесь на месте в любое туристическое агентство или в кассы вокзала. Вне "горячего сезона" с билетами проблемы вряд ли будут. Другое дело - зимний сезон. Предположим, вы подошли к кассе, и услышали, что билетов на ближайшие дни нет. Не расстраивайтесь и попробуйте воспользоваться "магической" фразой:

Foreignes Quota

На некоторых крупных железнодорожных станциях определенное количество билетов продают только интуристам. Если на станции туристической квоты не оказалось, попробуйте другую фразу:

Wait List

Это билет дает вам право следовать в нужном направлении в случае освободившегося в последний момент места. Примерно часа за полтора до прибытия поезда нужно проверить на станции списки пассажиров. Удача уехать быстро зависит от номера, названного кассиром во время покупки билета: двузначный номер почти гарантирует, что ваше имя будет в списках пассажиров, если же ваш номер в "листе ожидания" трехзначный, многое будет зависеть от вашей смекалки. Бывалые утверждают, что с проводниками иногда можно договориться, предложив "бакшиш". Нам таким приемом пользоваться не приходилось, поэтому, о том, срабатывает ли он, сказать ничего не могу.
И еще одна секретая фраза:

Tatkal Quota

На крупных станциях всегда есть льготная касса для пожилых, военнослужащих, и тех же интуристов. К этой кассе приходят за день до планируемой поездки и часа за два-три до открытия. Разумеется, там может оказаться толпа местных, занявших очередь с вечера, но шанс приобрести билеты, говорят, есть.

Если удача улыбнулась, и билеты у вас в руках, отправляйтесь на нужную платформу, где каждый вагон будет стоять на точно отмеченном месте, над вагонами есть табло с обозначением класса. Ближе к локомотиву обычно расположены вагоны более высокого класса.

А это мы уже на обратной дороге из Гоа снимали.
Вокзал на станции Маргао.
На табло - информация о нашем поезде в Тривандрум:

    Маргао. Вокзал

В ожидании поезда:

    Маргао. Вокзал

    Маргао. Вокзал

    Индийский вокзал

    Маргао. Вокзал

    Маргао. Вокзал

    Маргао. Вокзал

    Маргао. Вокзал

    Маргаон Воезал

    Маргао. Вокзал

    Маргао, Вокзал

    Маргао. Вокзал

Всем, кто скоро отправляется на отдых, желаю счастливого пути и всяческих приятностей в поездах и на вокзалах, на морях и океанах))

http://skripta.livejournal.com/140935.html

хорошоплохо (никто еще не проголосовал)
Loading...Loading...

Tags: , ,

Leave a Reply