Во что играют народы Африки

Наиболее популярные спортивные игры в Африке — футбол и крикет
Изображение: Michael McCauslin, 2006 год

Чем отличаются «мужские», «женские» и «детские» версии настольных игр в Африке, как традиционные настолки помогают историкам и этнографам, и почему нужно «подкармливать» своего противника. skyruk рассказывает о манкала — семействе африканских игр.


Так сложилось, что в Африке настольные игры с давних времён имеют не только культовое и сакральное, но и статусное значение. До сих пор нередка ситуация, когда взрослые мужчины и подростки, собираясь в общинном доме, играют в одну разновидность манкалы, а женщины и маленькие дети — совершенно в другую, хотя игровой набор один и тот же. При этом переход с детской игры на взрослую служит своеобразной инициацией, показателем взросления юноши. Как правило, «взрослая» игра сложнее — она требует смекалки, быстроты мышления, точного расчёта и не прощает ошибок. Но «детские» и «женские» игры значительно проще не потому, что будто бы женщины «глупее» мужчин, а потому, что в эти игры мамы играют с самыми маленькими детьми, и уж конечно знают все их тонкости лучше, чем их мужья. К тому же их механика такова, что они иллюстрируют больше процесс собирательства, чем охоты или земледелия, а это во все времена было преимущественно женским и детским занятием.

Зоны владения противников в таких играх разделены нечётко, и хотя ход каждый игрок начинает на своей половине доски, если так можно выразиться, «поляна» в них общая — взятие происходит на обеих сторонах. Сложности типа нескольких вариантов, необходимых для взятия, отслеживания последнего камня, пропуска стартовой лунки и расчёта для однократного посева — всё это не для маленьких детей. В таких играх не нужен особый расчёт, только внимание и быстрота реакции. Захват в них производится непосредственно в ходе самого посева, который всегда цикличный, а условие взятия только одно.

Если взрослая манкала отражает посев и сбор урожая, нападение и отъём ресурсов («зерна», «коров», «людей»), то «детская» имитирует не только процесс собирательства, но и кормления. А поскольку захваты происходят часто, помногу и непосредственно в ходе посева, названия этих игр по большей части звукоподражательные (айо-айо, жерин-жерин, вa-ава, нам-нам и пр.) и лучше всего переводятся на русский язык междометиями, связанными с едой, типа «ням-ням», «ам-ам» или «хрум-хрум» — так наши мамы говорят маленькому ребёнку, когда кормят его с ложечки, и то же самое африканские мамы приговаривают, когда играют с ним в манкалу, а малыш так увлекается, что забывает забрать с доски выигранные камешки.

Существует две основных разновидности «детской» игры; с незначительными вариациями они распространены повсеместно в Центральной, Западной и Восточной Африке. Названий много, но по сути таких игр всего две. Это:

АЙО-АЙО — детская манкала народности игбо из Нигерии (известна также как «воури» у их соседей йоруба).

АБАВО — манкала народа йоруба из Ганы. Абаво известно у разных народов под разными названиями: «ва-ава» (Габон, Экваториальная Гвинея, племя Фанг или Эканг), «дарра» (север Нигерии, народ хауса), «жерин-жерин» (северо-запад Нигерии, йоруба), и «оду» (Нигерия, йоруба), «айо эле» (Нигерия, племя Игбо), «обричийе» (?), «нам-нам» (Гана, народность акан). Также любопытен тот факт, что на островах Антигуа в Карибском море эта игра тоже известна как «круг за кругом» (англ. «Round & round»), с такими же правилами. Это сподвигло учёных на некоторые исследования.

Дело в том, что работорговцы старались покупать свой живой товар у разных племён, чтобы рабы не понимали друг друга и не могли сговориться и устроить бунт, а плантаторы заставляли их учить один язык и всячески вытравливали у них воспоминания о родном племени, культуре, верованиях и обычаях. Единственное, на что владельцы не обращали внимания — на развлечения рабов, их танцы, музыку и игры. Это возымело удивительные последствия. В начале XXI века несколько американских этнологов провели сравнительный анализ правил, по которым играют в манкалу на западном африканском побережье и в странах Карибского бассейна, и смогли вычислить историческую родину последних. Например, большинство чернокожих жителей Барбадоса оказались родом из Ганы: правила, по которым играют в манкалу по обе стороны Атлантики, оказались практически идентичны.

Для игры используется любая стандартная доска 2×6, без амбаров, которые в ней не нужны. Игровой набор и механизм захвата у этих двух игр одинаковы, однако распределение захваченных камней разное.

Посев цикличный; если последний камень падает в непустую лунку, игрок берёт всё её содержимое, включая последний упавший камень, и сеет его дальше, начиная со следующей лунки, в том же направлении.

В обеих играх игрок начинает ход из любой лунки на своей стороне — берёт всё её содержимое и сеет против его часовой стрелки, по одному камню, начиная со следующей лунки, не пропуская ни одной.

Взятие в подобных манкалах обычно не прерывает посева, и происходит так: если в какой-либо лунке по ходу посева образуется 4 камня, её содержимое сразу захватывается. Здесь, именно на этом моменте правила этих двух игр расходятся.

1). АЙО-АЙО: взятие происходит на ЛЮБОЙ половине доски: как только в лунке образовалось 4 камня, её содержимое сразу (не прерывая посева) захватывает игрок, который производит посев.

2). АБАВО: захват происходит только на СВОЕЙ половине доски: едва лишь в лунке образовалось 4 камня, её содержимое сразу (не прерывая посева) захватывает игрок, на стороне которого такая лунка образовалась, независимо от того, кто сейчас производит посев.

Промежуточное взятие не останавливает посев, только финальное. Если посев финишировал в лунке, в которой образовалось 4 камня, они захватываются (в айо-айо — игроком, который вёл посев, в абаво — владельцем этой лунки), а ход останавливается, и очередь переходит к противнику.

Если же последний камень посева падает в пустую лунку на любой половине доски, взятия не происходит, и ход просто останавливается.

Стартовая лунка при цикличном посеве не пропускается; в неё тоже кладётся камень.

В обеих играх действует «правило голода»: игрок обязан подкормить противника, если у того кончились камни, вбросив на его сторону следующим ходом хотя бы один камень.

Игрок, захвативший больше половины камней, выигрывает, при счёте 24×24 засчитывается ничья.

Практика показывает, что абаво чуть сложнее, чем айо-айо и сбалансирована лучше: игрок вынужден учитывать тот факт, что при некоторых его ходах камни могут достаться сопернику, что вынуждает его искать не такие однозначные ходы, как в айо-айо.

Несмотря на кажущуюся простоту и незамысловатую тактику, это увлекательные игры, хотя и не такая сложные, как оваре, сонго или реду. Но ведь всему своё время и место! Повзрослев, африканские мальчики уходят в мужские деревенские общинные дома, где играют со взрослыми мужчинами уже совсем в другие игры — боевые, тактические манкалы, в которых требуются смелость, точный счёт, смекалка, выдержка и острый язык. А девочки... девочки просто вырастают, сами становятся мамами и говорят — уже своим сыновьям и дочерям — за обеденным столом и за доской с камешками: «Ешь-ешь! Расти большой! Айо-айо!»

Подобная же механика, где захват происходит непосредственно в ходе посева, присутствует также и в некоторых взрослых играх, в частности, в палланкужи, о которой я недавно рассказывал, и в африканской манкале под названием аньиволи.

АНЬИВОЛИ — игра африканской народности ануак (самоназвание — аньивае, жоанива). Это нилотский народ группы луо, который проживает на границе двух государств: на западе Эфиопии, в низинах Гамбелы, а также в Южном Судане — на правом берегу реки Акобо вплоть до реки Пибор, включая города Почалле и Йокау.

В прошлом пастухи, ануак пришли сюда с севера больше ста лет назад и сегодня занимаются преимущественно земледелием. Ануак сильно отличаются от остального населения Эфиопии в историческом, этническом, культурном и религиозном плане, равно как и регион, в котором они проживают. Низины Гамбелы сегодня являются Национальным парком Эфиопии, который соединяется с крупнейшим национальным парком Южного Судана — Бома.

Даже для Африки ануак — люди весьма темнокожие, что выделяет их среди других народов Эфиопии и Судана, семитских и аравийских, у которых не так сильно выражены негроидные черты лица, а кожа, скорее, смуглая или шоколадная, нежели антрацитово-чёрная.

Ануак — высокорослые люди с тонкой костью, красивыми, гармоничными чертами лица. Их быт тесно связан с рекой и водой, в рационе преобладает рыба, которую они ловят при помощи запруд. Верования их на сегодня изучены слабо и тесно связаны с африканскими традициями. Для ануак характерны культ предков, сил природы, духов — джок. Большое значение для ануак имеет культ смерти, причём, ануак больше привлекают дискуссии о предчувствии смерти, нежели о загробной жизни. По мнению местных шаманов, существуют особые знаки, которые напоминают о смерти или предупреждают о её возможном приближении.

Название «аньиволи» с одной стороны созвучно другим африканским манкалам (воури, воули, воали), с другой сами себя ануаки называют «аньивае»; таким образом, «аньиволи» означает «<игра> воали <народа> анивае». Возможно, эта игра является ближайшей родственницей индийской палланкужи. Последняя при этом представляет своеобразный «гибрид» малазийского чонгкака (у которого индийцы позаимствовали доску 2×7) и африканской аньиволи, или её гипотетического предка, от которого были взяты основные правила.

Игра — наследие кочевого прошлого ануак и с точки зрения их социального устройства очень логична. Лунки на местном наречии зовутся «ото» (мн. «уди», что означает «дома»), семена называются «ньибаре» (nyibaré, букв. «игрушечные дети»). Каждый посев отображает поход воинов на соседнюю деревню, в результате которого количество «детей» в каждом «доме» увеличивается. По достижении ими определённого количества, все они уходят в «общинный дом» своей деревни. Если же воин застал необходимое количество в последнем «доме» посева, он тут же уводит их с собой.

В ряду «сквозных» манкал аньиволи стоит особняком, поскольку сочетает в себе правила первой и второй (айо-айо и абаво). По сложности расчёта и палланкужи, и аньиволи вполне могут считаться взрослыми вариантами игры. На доске два ряда по 12 лунок. В начале игры в каждую лунку кладётся 4 камня. Правила посева и расклада абсолютно тождественны индийской палланкужи (цикличный посев против часовой стрелки, начинающийся на своей половине доски, от лунки, соседней со стартовой). Правила взятия иные, хотя оно тоже происходит на любой стороне доски.

1). Когда в лунке в любой момент посева образуется 4 камня, они тотчас подлежат захвату тем игроком, на чьей половине доски эта лунка находится, независимо от того, кто ведёт посев (аналогично игре абаво). Посев при этом не прерывается. Это весьма любопытно, поскольку каждый ходящий волей-неволей играет «на карман» своего противника, и в этом случае расчёт приобретает дополнительную сложность, дабы не отдать ему слишком много.

2). Если последний камень посева падает в лунку (на любой стороне), и общее количество семян в ней становится равно 4, их захватывает игрок, который делает ход (аналогично игре айо-айо). Таким образом, промежуточное взятие здесь тоже не останавливает посев, только финальное.

Как и в большинстве других африканских манкал, в аньиволи действует «правило голода»: если у одного игрока кончаются камни на его половине доски, другой игрок следующим ходом обязан подбросить ему хотя бы один камень. Если это невозможно сделать (один игрок не может ходить, другой — «подкормить» его), игра останавливается, игрок забирает камни со своей половины доски в свой «амбар» и происходит подсчёт. Для выигрыша достаточно захватить больше половины камней (49), при счёте 48:48 фиксируется ничья.

Доска для аньиволи, как уже упоминалось, довольно громоздкая, поэтому захватить все до одного камни непросто, и в конце игры посев может зациклиться. Чтобы этого не случилось, в игре действует ещё одно любопытное правило. Когда на доске остаются только восемь камней, игрок, который захватывает последнюю группу из четырёх камней, также забирает и последние четыре камня, на чём игра заканчивается.

http://www.livejournal.com/magazine/924037.html

хорошоплохо (никто еще не проголосовал)
Loading...Loading...

Tags: , , , , , , ,

Leave a Reply