Возвращение на Кубу. Часть 3. Гавана, похмельный Сьенфуэгос, Тринидад и Санта-Клара

Для начала, как и обещал ранее, в первой части своего рассказа, поведаю вам, амигос, почему количество моих финансов в этот раз было несколько ограничено. Причиной тому стала некоторая разножопица с курсом евро. Вряд ли я, хех, кого-нибудь из вас удивлю информацией о том, что у нас евро по отношению к рублю сильно вырос, но вот тот факт, что европейская валюта на Кубе резко упала по отношению к конвертируемому песо, всех нас вполне себе удивил, ага. Буквально несколько месяцев назад курс был вполне годный – примерно 1,5 песо за 1 евро. Но внезапно он стал 1,11 песо за 1 евро в Кадеках (это такие обменные пункты), 1,16 – в банках, а в левом обменнике в отеле, например, вообще за евро давали всего 1,08 песо (ну, там мы не меняли, конечно). То есть на разнице курсов я влетел довольно неплохо. Простые законы экономики, мать их за ногу. А еще я каждый раз при выходе в город уверенно забывал свой паспорт, потому идти в банк не имело смысла (все операции только при наличии паспорта же). Так что только Кадека ждала меня. Собственно, уже на месте узнали еще одну новость – в 2015 году Куба собирается вообще отказаться от конвертируемого песо. Да. Все меняется. И не факт, что к лучшему.

Еще из изменений – кубинские погранцы с недавнего времени начали фигачить в загранпаспорта штампы о пересечении границы. Долгое время они этого не делали, так как с таким штампом, например, могут не пустить в США. Теперь – пожалуйста. У меня в паспорте вот уже есть. Возможно, это связано с тем, что отношения между Островом Свободы и США начали потихоньку оттаивать. Люди на Кубе относятся к этому по-разному, кстати: вроде, отмена экономической блокады – это отлично само по себе, но не забыто то, как хамовато и по-хозяйски вели себя американцы на Кубе до революции.

Ладно, в любом случае я совру, если скажу, что это вся финансовая нескладуха хоть как-то меня расстраивала. Ни фига подобного. Да и в друзьях своих я не замечал ни намека на грусть по данному поводу. Реальность вокруг была слишком прекрасной, а впечатления – исключительно положительными, так что не имело смысла зарубаться по мелочам. Тем более, на все основное, что было запланировано изначально, денег нам хватало.

А запланировано было, например, несколько поездок. Одна из них – в Гавану, что вполне естественно, так как это замечательный город.
В Гавану мы взяли индивидуальную экскурсию – большая машина, водитель, гид и нас пятеро. Очень удобно, никаких левых людей.

Современное искусство, типа того.

Выехали мы с 15-тиминутным опозданием, потому что гид не признал в нас русских. Он приехал вовремя, стоял в дверях отеля и терпеливо ждал. А мы сидели метрах в десяти от него и тоже ждали. Чуть менее терпеливо, ага. Потом, когда недоразумение разрешилось, гид изрядно повеселился и сообщил, что профессиональное чутье его подвело в этот раз, и он принял нас за немцев. Фиг знает, я как-то немцев себе немного иначе представляю, но ему, наверное, виднее, он с ними чаще общается.

Мы провели в Гаване целый день. И это было здорово. Город живет, строится, исторический центр активно реставрируется и, в целом, все выглядит отлично.

Реставрационные работы в историческом центре. Для них специально готовят специалистов, подходят с умом.

Реставрация El Capitolio - здания парламента Кубы.

Гавану мои друзья раньше не посещали, потому основные пункты программы были вполне стандартными – наиболее значимые достопримечательности старой Гаваны, отель, где жил Хемингуэй (и бар, где он бухал, хе-хе. Хотя, какой уважающий себя бар в Гаване не имеет в загашнике истории о том, как у них бухал Хемингуэй? Если всему этому верить, у него не было возможности писать, все время проходило в барах, хе), площадь Революции, Капитолий, который сейчас реставрируется, статуя Гаванского Христа, набережная, вот это все. Собственно, мы просто весь день катались, ходили по улицам и знакомились с городом.
Не буду перечислять все места, где мы были. Это ни разу не интересно. Покажу несколько фоточек вот.

Номер в отеле, где жил Хемингуэй.

А вот его статуя в баре.

Мои друзья около памятника "городскому сумасшедшему" рядом с собором Святого Франциска.

Колокола там же.

Старшие школьники в Гаване.

А вот пионеры.

Урок физкультуры на одной из центральных площадей.

На Plaza de la Revoluciоn, где раньше Фидель толкал свои пламенные многочасовые речи на митингах, мы решили выпить шампанского. Бутылку нам подарили в отеле на День рождения Вячеслава Петровича. Но гид, когда мы вернулись за ней к машине после общего осмотра этой впечатляющей площади, сказал, что с бутылкой наперевес там лучше не ходить, все же основные министерства вокруг и вообще место не совсем подходящее.

Площадь Революции. Изображение Камило Сьенфуэгоса на здании Мнистерства связи. Надпись гласит: "Vas bien, Fidel". Примерный перевод: "Верным путем идешь, Фидель".

А вот изображение Че на здании Министерства внутренних дел. Надпись: "Hasta la victoria siempre". Примерный перевод: "Всегда до победы" или как-то так.

Ну, мы особо не расстроились и расчехлили стаканчики на набережной Малекон. Это было самое быстрое выпивание бутылки шампанского в моей жизни. Минуты полторы на все ушло. Забавно получилось.

Набережная крутая. Меня лично особо вставляет тот факт, что это то самое место, где снимали одну из моих любимых черных комедий – «Juan de los Muertos» (кто не видел – посмотрите обязательно, фильм того стоит).

Со смотровой площадки, где находится Гаванский Христос, открывается шикарный вид на город.
Вообще, вид со всех смотровых площадок, которые я посетил на Кубе, был исключительно впечатляющим. На жителя дикой степи, где доминируют суровые коробки панельных домов, а у природы, как известно, только три состояния – грязь, грязь засохла и грязь замерзла, такое, безусловно, производит впечатление.

Посидели на крыше отеля, где долгое время жил Хемингуэй. Выпили по мохито. И тут все красиво.

Не знаю, что еще написать про Гавану. Общие сведения, уверен, в моем рассказе будут неуместны. А от собственных впечатлений, хотя прошло уже довольно много времени, и это было мое второе посещение кубинской столицы, я пока не достаточно дистанцировался, мысленно я все еще там, потому не могу спокойно взглянуть на все произошедшее со стороны, препарировать собственные ощущения, разложить все чувства по полчкам.

Ну и ладно. В целом, думаю, все понятно.

Вернувшись с Кубы в 2013-м году, я по-настоящему жалел о том, что не добрался в ту поездку до Карибского моря. Посему в этот раз данный пробел необходимо было восполнить. Машину на прокат мы не брали, а поступили проще (я вообще сторонник простых решений) – прикупили общую экскурсию, которая сейчас называется «Тринидад EL NICHO с ночевкой», а два года назад называлась просто «Три города за два дня». Эти три города – Сьенфуэгос, Тринидад и Санта-Клара.
Также, как видно из названия, в экскурсию было включено посещение горного массива Эскамбрай, где находятся водопады Эль Ничо.

Город Сьенфуэгос называют «Южной Жемчужиной». Как написано в путеводителе, «за превосходную планировку улиц, вкус и изящество зданий город называют архитектурным сокровищем XIX века». Все это так, безусловно. Но в полной мере насладиться его красотами мне не удалось, так как я единственный раз за всю поездку немного страдал с похмелья. Ну, как страдал – меня слегка мутило, и я не мог есть. Все. Но этого было достаточно, чтобы немного смазать впечатления.

Дело в том, что вечером перед поездкой я решил ограничиться незначительным количеством рома и лечь спать, чтобы утром быть в полной мере готовым к поездке. Но, блин, фиг там. Ночью Вячеслав Петрович «потерял» Александра, долго искал его всюду, забеспокоился, что с ним что-то случилось, и разбудил меня для совместных поисков. Не могу сказать, что меня это сильно порадовало. Александра я, еще не до конца проснувшийся, нашел в холле отеля, сразу же. И мы втроем незамедлительно отправились смочить горло. Внезапно я обнаружил себя в баре, на часах – начало четвертого ночи, а коктейли идут один за другим. Исправлять ситуацию было уже поздно, поэтому я еще немного накатил и отправился спать. А рано утром отправился вместе со всеми в Сьенфуэгос в довольно мутном состоянии. Воооот.

К слову, на Кубе вообще очень спокойно, потому поиски Александра – это, конечно, забавно само по себе. Татьяна и Анна спокойно ходили одни в разные места, например, поздно вечером в город Варадеро (за 4-5 километров, напомню), в бар «Битлз» (Casa de Los Beatles), о котором я рассказывал после первой поездки на Кубу.

Там играют местные рок-группы и все дуют траву, но все очень спокойно. Ходили они и на дискотеку «La Bamba», рассказывали потом, что устроена она весьма специфическим и недвусмысленным образом – в центре расположен такой загончик, куда высыпают потанцевать девушки, а уровнем выше по кругу находятся столы, за которыми сидят мужчины разной степени свежести и как бы подбирают себе девочку на ночь. Ну, довольно стремно, на мой взгляд. Но Тане с Аней это было пофиг, они просто веселились, получая удовольствие от всего происходящего.

Фотографировать в Сьенфуэгосе мне было лень, поэтому вот просто две мои фоточки:

После Сьенфуэгоса и водопадов мы отправились в маленький отель, расположенный на берегу Карибского моря, буквально впритык. Друзья мои пошли осматриваться, а я взял полбутылки рома и остался в номере, немного потупил на балконе и лег спать, потому что в голову лезли какие-то неприятные мысли.

Вот такой был вид с балкона.

Рано утром мы искупались в теплом Карибском море, позавтракали и отправились в город Тринидад.

Тринидад мне понравился. Исторический центр города выглядел отлично. Запутанные маленькие улочки, вымощенные камнем, красивые здания, живая история и колорит древнего города, основанного конкистадором Диего Веласкесом. Улицы, кстати, представляют из себя некое подобие лабиринта. И это не случайно, в такую планировку города закладывалась конкретная цель – запутать пиратов, если они вдруг нападут. Правда, запах там, временами, был, хм, деревенский, ЕВПОЧЯ.

В местной школе идут занятия.

Такие разные машины.

А вот раздолбанное патио в здании, где проводят обряды какой-то африканской религии, смеси католичества и африканских культов, привезенных на Кубу черными рабами.

Мы с удовольствием погуляли по Тринидаду, попили Канчанчары – это такой национальный кубинский коктейль, а который входит ром, мед и лаймовый сок.

Незаметно пришла пора отправляться в Санта-Клару. Это была, наверное, самая интересная для меня часть экскурсии, так как там находится Мавзолей Че Гевары – большой мемориальный комплекс, в который входит непосредственно Мавзолей, где находятся останки Че и его боевых товарищей, погибших в Боливии, а также музей Че Гевары со множеством интереснейших экспонатов: его личными вещами, фотографиями, письмами и т.д.

Мавзолей спроектирован впечатляюще. На стене слева барельефы – лица павших бойцов, которые там захоронены. На стену рядом с изображением Че Гевары проецируется луч света в виде яркой звездочки. По центру же расположен вечный огонь, находящийся перед цветущими растениями, символизирующими джунгли Боливии, где погиб отряд Че Гевары.
Фотографировать там, к сожалению, нельзя. Потому вот вам еще одна моя фоточка рядом с Мемориалом, но теперь с другой стороны:

Вот тут пришла пора сказать пару слов о соотечественниках. В нашей группе оказалась пара вполне классических «тагильцев» с семьями. В Мавзолее, который, по сути, является кладбищем, они устроили безобразную сцену – смеялись, громко разговаривали, а когда их попросили вести себя потише, стали тыкать пальцами в тену с барельевами и орать:

- А там что, жмурики? Жмуры там, а? Там жмуры лежат, да?

Блин, мне было реально обидно, противно и стыдно одновременно.

Но не будем о грустном. Тем более, остальные члены группы были нормальными людьми, вменяемыми, в целом, и не напрягающими.

Также в Санта-Кларе мы посмотрели расположенный неподалеку от Мавзолея скульптурный комплекс, который называется «Атака на бронепоезд». Начался мелкий дождик, потому фотографировал я из окна автобуса.

С помощью трактора Че Гевара, во время взятия Санта-Клары, сдвинул железнодорожные рельсы, бронепоезд с солдатами Батисты, двигавшийся с холма Капиро, сошел с рельсов и враги сдались революционерам в плен.
Такие дела.

Третья часть рассказа завершена. Будет еще четвертая – итоговая.

Первая часть тут – http://nektorimm.livejournal.com/308280.html
Вторая часть – http://nektorimm.livejournal.com/308874.html

И маленький бонус для некоторых моих амигос - крутые ножики (фото хренового качества, свет там был ужасный, витрины зеркалили, но все видно):

хорошоплохо (никто еще не проголосовал)