Античный музей в Арле — Musée de l’Arles et de la Provence antiques

Этот музей если и не изменил мое мнение об античности, то, во всяком случае, серьезно перетряхнул. Или - еще снизим градус (я культуролог все-таки), здесь можно увидеть вещи, которые по всем канонам не должны были сохраниться.

До мрамора и К° черед еще дойдет, а пока взглянем на слитки металла. Бруски - свинец, округлые - олово. Т.е., конечно, известно, что Рим импортировал металлы, но увидеть настолько идеальные слитки было неожиданно. Детские учебники истории сделали свое мутное дело: как можно было представить импортируемый металл в эпоху рабовладения, если не кучей бесформенной руды? На каждом слитке имеется надпись, что за партией надзирал некий Lucius Flavius Verucla, а металл является собственностью IMP(eratoris) CAES(aris).

Этот металл найден во время традиционных раскопок. Но подобные же слитки попадаются и на дне речном. Добрая половина экспонатов музея извлечена со дна Роны. Ил, песок и прочая муть речного дна, оказывается, прекрасно сохраняют самые разные предметы.

У местных археологов имеется уникальный корабль, сканирующий речное дно. Если видно что-то интригующее, спускают водолазов и потом, в зависимости от результатов, поднимают или нет объект на поверхность. (Амфоры, допустим, уже мало кому нужны - их слишком много.) Именно благодаря этому методу сегодня можно лицезреть не только римский мрамор и металл, но и римское дерево. Лучше, гораздо лучше: целый римский корабль!

Этот корабль, названный археологами Arles-Rhône 3 (были ли 2 первых, я не доучила) был извлечен на поверхность описанным выше способом, с тем уточнением, что корабль был грузовой, больше 30 метров в длину, и чтобы его вытащить, пришлось под водой пилить его на куски. Труд этот, Ваня, был страшно громаден, понятно даже тем, кто всего лишь видел про то короткий фильм, да и тем, должно, кому Рабинович поет как может.

Когда куски оказались над водой, их пришлось не только собирать назад в целую лодку, но и консервировать. Обычные археологические напасти справедливы и в случае водной археологии: если объект выжил в течение тысяч лет, то скорее рассыплется в прах, если начать с ним работать сегодня, чем не рассыплется.

Куски собирали, сушили и пропитывали, пропитывали и сушили, но after all это - тот же корабль, римский, который видели те, кто его грузил где-нибудь в Германии и те, кто вел его до Arelate. (Надеюсь, команда уцелела при кораблекрушении.)

Вот она, наша общая теперь с Римом лодочка - никакого объектива не хватит, чтоб ее вместить.

Фрагмент ближе.

Груз камней - тоже подняли.

Амфоры - некуда девать.

Стекло, вазы и пр. - все со дна.

Образец металлической посуды.

И глиняной.

Символ коллекции - все-таки Цезарь sui generis, во всяком случае этот бюст, выуженный из Роны опять же, определен именно так.

Где мрамор похуже, там сохранность похуже, но это уже не Цезарь.

Колоссальная статуя Августа из театра.

Бюст мальчика из театра. Относится к эпохе Марка-Аврелия и изображает, по-видимому, его сына Анния Вера, умершего в юности. Похож.

Кому еще мрамора, а заодно и мозаик, тому - сюда.

А я заканчиваю, как и начала, практическим. Водоснабжение и канализация по-римски.

И здание музея. И кто здесь малоразвитый? Спасибо за внимание.

http://alta-voce.livejournal.com/479157.html

хорошоплохо (никто еще не проголосовал)
Loading...Loading...

Tags: , ,

Leave a Reply