Храм Гроба Господня

Правильнее, конечно, называть его Храм Воскресения Христова, но я решил последовать традиции, потому что все-таки это название более популярно. 

Это большой комплекс храмовых зданий, которые строились (начиная с четвертого века), разрушались, снова строились и снова разрушались. И, конечно, строились снова. 

Храм, в котором находятся и пещера, где был похоронен Христос после распятия, поделен между шестью конфессиями. Это греческая православная церковь, католическая, армянская апостольская, коптская, сирийская и эфиопская. 

Голгофа, на которой Христос был распят, также находится внутри Храма. Та часть, где стоял его крест, находится в юрисдикции Иерусалимской православной церкви. Все это довольно сложно, но когда оказываешься в самом Храме, обо всем этом забываешь и думаешь лишь о том, что ты сейчас, в этот самый момент, находишься в тех самых местах, о которых написано в Новом Завете. И даже почти не думаешь о толпах туристов и паломников, заполняющих Храм. 

У самого входа в Храм -- Камень помазания, на котором Иосиф Аримафейский помазал мирром и алоэ тело Христа после того, как его сняли с креста. 

Повернув от камня налево, вы видите небольшую часовенку, воздвигнутую на месте, где стояли три Марии, оплакивая распятого Христа. Это место принадлежит Армянской Апостольской Церкви, и возле него всегда можно встретить армянского священнослужителя. В нашем случае это был игумен Арам.  

От этой часовенки видно основное помещение храма -- Ротонда воскресения, в центре которой находится Кувуклия -- это храм, построенный над пещерой, где когда-то был, собственно, Гроб Господень.

На этих фотографиях -- Кувуклия, как ее можно увидеть из Ротонды и сверху -- с "армянской части Голгофы".

Мы прошли к Гробу Господню, минуя длинную очередь. Оказывается, армянский священник имеет право сопроводить своих соотечественников и единоверцев. 

Все там выглядело точно так, как еще девятьсот лет назад описал игумен Даниил: 

"Гроб же Господен собою таков: это как бы маленькая пещерка, высеченная в камне, с небольшими дверцами, через которые может, став на колени, войти человек. В высоту она мала, а в длину и в ширину одинаково четыре локтя. И когда входишь в эту пещерку через маленькие дверцы, по правую руку — как бы скамья, высеченная в том же пещерном камне: на той скамье лежало тело Господа нашего Иисуса Христа. Сейчас та святая скамья покрыта мраморными плитами. Сбоку проделаны три круглых оконца, и через эти оконца виден этот святой камень, и туда целуют все христиане. Пять больших лампад с маслом висят в Гробе Господнем, и горят беспрестанно лампады святые день и ночь. Скамья ж та святая, где лежало тело Христово, в длину четыре локтя, в ширину два локтя, а по высоте пол-локтя..."

Вот это место. Цветы стоят на мраморной плите, покрывающей скамью. 

 

Нельзя сказать, чтобы я был удивлен, но мне было очень приятно видеть в Храме Гроба Господня множество атрибутов, связанных с Армянской Апостольской Церковью. Вот, например, мозаика на полу Церкви Святой Елены, входящей в комплекс Храма. 

А вот -- лампады с изображением креста, характерным для армянской традиции. 

А вот игумен Арам в часовне сиро-яковитов. Она находится прямо за восточной стеной Гроба Господня. 

И... Голгофа. Туристы из Южной Кореи, как видите, не стесняются, призывая своих на "штурм" святых высот. 

Именно здесь стояло распятие. И если нагнуться и погрузить руку в небольшое отверстие в полу, то можно прикоснуться к тому самому месту, где стоял крест с Иисусом Христом. 

Есть и "армянская часть" Голгофы. Я беру это словосочетание в кавычки, потому что и сам Арам говорил о ней как-то сбивчиво, и в литературе я не нашел никаких описаний того, чтобы армянской церкви принадлежала часть Голгофы. Но этот придел находится на одном уровне с "греческой" Голгофой. 

 

Тут было тихо и спокойно, потому что эта часть Храма закрыта для туристов и паломников. Это создавало атмосферу благочестия, которой, если честно, мне не хватало в других местах, именно из-за обилия публики.  

К сожалению, я не могу показать все фотографии, которые я сделал в Храме Вознесения Христова. Не могу показать Святой тюрьмы, где содержался Иисус перед распятием, придел Обретения Креста, где Святая Елена нашла три креста, часовню Святого Вардана, католическую часть Храма, часовню Адама, где была похоронена голова Адама... Но пару фотографий я все же на прощанье покажу. Это капители колонн примерно VI-VII веков. 

 

А это -- да, да, туристская индустрия вокруг Храма -- в полном расцвете. И было бы странно полагать, что будет иначе. 


http://markgrigorian.livejournal.com/568928.html

хорошоплохо (никто еще не проголосовал)
Loading...Loading...

Tags: ,

Leave a Reply