2003 год — по Северу в поисках тепла и романтики

Как-то по весне Киселевы купили палатку. Аккуратную такую, хорошенькую. И в процессе обмывания пришло озарение: надо ехать. Хоть куда. Не пропадать же добру! Расстелили атлас по ковру. Киселев сразу обозначил, что на юг - ни-ни: жарко, долго, озер нет, люди.  Восток и  запад тоже как-то быстро отпали. Остался Север: реки, озера, монастыри - романтика. Киселев в каком-то автожурнале нарыл маршрут, такими же путешественниками описанный. И все загорелись. И решились. И собрались.
К моменту отъезда энтузиазм, правда, у многих пропал, и осталось нас трое: Киселев с Настей да я. И две кошки в переноске.
Стартовали рано по утру 12 июня. Уже съезжая на Ярославскую трассу, обнаружилось, что журнал с маршрутом мы, конечно, дома забыли. Ну да ладно, думаем, не беда. Куда ехать помним примерно. Еды полный багажник. Лодку взяли, сетку взяли, купальников целый пакет - отдыхать едем, загорать, купаться. В июне))) На север)))
Кошки сразу в переноске передрались. Но у нас настроение - супер. Едем спокойно, не лихачим, любуемся пейзажем. Жары только за окном не наблюдается, но так все впереди.
Первую стоянку Киселев обозначил сразу:

завтра, говорит, то есть 13-го я ни с места, значит, под Угличем заночуем у затопленной колокольни, мы там пару лет назад были.  Около полудня выезжаем на развилку. Километраж по указателю: Углич - 60, Калязин - 4. И начинаются тут смутные сомнения. У Киселева. Чтой-то, говорит, я этой дороги не помню. Но Настя помнит все: и дерево поваленное, и трактор старый, и заправку при въезде в Углич. А Киселев мрачнеет, потому что ну в упор не помнит. Время к двум. Углич - городок довольно милый и опрятный. Церквушки лубочные. А колокольни затопленной не видать. Выходим на набережную. Там, на наше счастье, бабки гуляют.
-Не подскажете, - мы к ним, - где тут затопленная колокольня?
-Затопленная колокольня? - окая, тянут бабки. - Так это в Калязине.
Мы, видимо, ощутимо в лице изменились, потому что вторым вопросом было:
-А вы откуда?
-Из Москвы.
-А-а-а...

А делать нечего. Не возвращаться же назад. Открыли атлас (стандартный такой «Атлас автодорог России»), посмотрели: дорога ведет к Рыбинску. Поехали. Через пару километров дорога кончилась. От слова совсем. Впереди лес и смутная тропинка, в которой, если поднапрячься, можно угадать бывшую колею для трактора. «Нет по этой стороне дороги на Рыбинск», - подсказали грибники, «в Угличе мост, потом на Мышкин ехать надо».

До Мышкина мы добрались в восьмом часу, проклиная дороги, карты и указатели, в обратную сторону повернутые (такая особенность ландшафта попалась уже по эту сторону Волги). [Вообще, в то путешествие мы очень отчетливо это поняли: вторая российская беда — это не просто дороги, но дороги — карты — указатели вместе взятые]

Встали километров за пять до города в лесу на берегу Волги. Киселев, просидевший за рулем больше двенадцати часов, из машины просто выпал. Тихо, прохладно. Комариный звон. В кустах бутылки, использованные прокладки и презервативы Хозяйственная Настя набрала по перелеску ящиков и прочего добра, умудрилась найти подушки диванные почти новые. Обустроили лагерь.

Пока возились, смеркалось. Прошла баржа, мигая огоньками. Тихо, холодно, красиво. И — страшно. Вокруг никого, только шорохи в лесу.



>Все 13-ое мы просидели у костра в тщетной попытке согреться — за ночь вымерзли, как цуцики. Мы ж купаться — отдыхать — рыбку ловить ехали, а не спать на промерзлой земле под аккомпанемент комариного писка. Киселев уже и овечий тулупчик из машины приволок, и все майки — куртки мы на себя в три слоя навертели, а не помогает. И вода в Волге ну не то чтобы совсем ледяная, но даже ноги мыть стремно.

Вторую ночь спали на диванных подушках прямо у костра. Рано поутру стартовали на Мышкин. Не оставляла нас надежда, что дальше будет лучше. А вместе с ней шебуршала мыслишка, что неплохо бы сапоги резиновые прикупить где-нибудь по дороге, а то совсем без них невесело становилось.

Мышкин не понравился. Маленький, грязный, неопрятный. Поехали на паром и дальше — на Рыбинск. Меж тем все больше хмурилось и дождило. Мимо проплывали разной степени разрушенности деревеньки с милыми русскими названиями типа Бухалово и Пьяньково. Сельмаги либо закрыты, либо сапог не держат.

Рыбинск быстро объехали по краю — надеялись встать дальше, на водохранилище. Но и тут не повезло: либо не подъехать, либо берег плохой (как позже выяснилось, мы не с той стороны хорошие места искали). Настя вышла до кустов. Вернулась с полным подолом подберезовиков. Жизнь стала потихоньку налаживаться)))

Пошехонье — Володарское. Город, отмеченный на карте тем же значком, что и Череповец. Длинная унылая деревня. 3 часа дня. Все магазины закрыты.

Череповец. Выглядывает солнце. Город, окраинами, похож на Нижний.

Едем дальше. Устаем все больше. А остановиться негде — болота. Солнце уже слепит глаза. Север ощущается всеми порами: низкое солнце, низкие берега, камни, холод.

Вылезаем по наивности до заведения на обочине. Заведение монументальное — бетонное, с маркировкой. Трасса глухая — 3 машины в час если пройдет, то уже удивительно. А ближе 5 метров без противогаза не подойти((( Прям злость на наших людей берет.

7 вечера. Белозерск. Гнетущее впечатление тихого умирающего городка. Свинцовые воды озера. Облезлые старинные дома. Спившаяся молодежь.

8 вечера. Паромная переправа на Шексне. 5 минут до последнего парома. Мы одни. Киселев говорит: «Давайте, девчонки, быстренько кассу найдите». Выходим — кассы нету. Киселев на паром: мол, где? И сколько? А ему: «Не шебутись, мужик. У нас бесплатно. Заезжай». Заехали. Отплыли. Но мы ж, москвичи, так не можем — поверить, что бесплатно. Мучаемся. Киселев снова к мужикам. И тот же ответ. А нас все равно свербит: мужики стараются, а мы что? Набрали десятками 50 рублей, и я, съезжая, их паромщику протянула: «Спасибо вам!» Он от меня шарахнулся, как от прокаженной: «У нас бесплатно!» Я не нашла ничего умнее, чем удивиться: «Что, совсем без денег?»

"Да бери, командир", - высунулся и Киселев, -"пригодится". Парень таки взял. И с таким обалдевшим видом пересчитывал эти мятые десятки, как будто пачку долларов на помойке нашел. И только позже до нас дошло, что в местах, где в магазине в долг берут, а литр парного молока идет за восемь рублей, полтинник этот и есть сокровище.

В девять свернули на первую же проселочную дорогу. Наученные горьким опытом, надрали травы под палатку сантиметров на десять слоем.. За пазуху сунули кошек. Это помогло чуть-чуть согреться.

Поутру нарисовался местный по имени Вова, средних лет мужик с мятым лицом и невероятной голубизны глазами. Поведал печальную историю деревни (работы нет, молодые в город едут и т.д. и т.п) и выклянчил водки. За ним появился кот с обрубленным хвостом, наглый до невозможности. Кот первым делом заглотил из миски кошек. Положили еще — и еще заглотил. И в третий раз. Потом молча залез в палатку и придрых. И только к вечеру проснувшись, озаботился собственно кошками))) Всю ночь скакал по крыше палатки и орал, сволочь.

Киселевы завалились спать, забыв топор в пне (не первый уже раз), пришлось вытаскивать и под бок укладывать. После Мышкина мы уже не дежурили. В пятом часу заявилась вовина половина на предмет похмелиться.

Мы снялись с места и двинулись дальше. Со скоростью 5 километров в час по грунтовой дороге. Киселев злобно ругался на обогнавший нас трактор.

Приехали в Кириллов. 30 километров от Белозерска, а — небо и земля. Городок чистенький, аккуратный, магазины работают, люди трезвые, вежливые. Живут монастырем, у которого в ряд автобусы с туристами, начиная от Якутских, кончая иностранными. Посмотрели монастырь.

Наконец-то купили резиновые сапоги. Порадовались на местных гаишников: мы встали аккурат под запрещающим знаком, сверяясь с картой на предмет, куда и зачем дальше ехать, они это дело заметили, но, поняв, что мы не со зла, а просто заблудились, штрафовать не стали, да еще и посоветовали, где и что можно посмотреть. Но мы дальше на север решили не забираться — холод успел подутомить. Объехали Вологду и двинулись на Ярославль. Киселев купил пару кассет в придорожной кафешке, из магнитолы всю дорогу теперь гремело «Эх, хорошо плясать, когда колбасит!» Как раз в тему))) Заночевали в придорожных кустах у трассы. В пять утра Киселев поднялся, стряхнул иней с машины (17 июня на дворе) и распинал нас: «Все, девки, поехали. Даже завтракать не будем!» Завтракали в кафе, озадачивая дальнобойщиков. Ибо 6 утра и две девицы (Киселев машину караулил). Но — в резиновых сапогах, грязных куртках и... как бы это покуртуазней?.. дней пять не мывшись))) На нас всю дорогу косились, но ни один так и не подошел.

В Ярославле тоже задерживаться не стали, все еще надеялись, что, может быть, вниз по Волге и теплее, и приятнее. Оптимисты)))

К полудню шестого дня путешествия добрались до Плеса. Встать на берегу нигде не удалось. Чуть не завязли в залитом дождем поле.

Вернулись в город. Сняли номер «люкс» в местном пансионате. Смотрительница мялась на предмет, что пока вода согреется, да то, да се. Мы ее успокоили, что и холодной очень будем рады.

Вышли погулять под косые взгляды местных. Тоже отличие маленьких городков от мегаполиса: здесь всем плевать, кто во что одет, там же стараются и с коляской выйти на каблуках и в модном, пусть и с китайской барахолки, прикиде. А наши спортивные куртки и сапоги в двухдневной грязи вызывали недоумение, а то и брезгливость во взглядах.

Влезли по крутому косогору на центральный холм. Киселевы в два голоса изумлялись, как же тут зимой пьяные-то? Наворачиваются, поди, один за другим?.. Побродили у каких-то развалин без опознавательных знаков. Вечером попытались выяснить в пансионате, что это. «На холме?» - смотрительница пожала плечами. - «Да мы туда не ходим». Зато утром полгорода спрашивало, как нам спалось после палатки))) А спалось так хорошо, что в палатку больше не хотелось ну совсем. Наелись уже романтики. Хотелось тепла и уюта. А уж такое достижение цивилизации, как унитаз, вызывало прямо таки трепет восторга.

И вечером того же дня вернулись в Москву. «Изрядно ощипанные», но, как ни странно, довольные. И сколько лет уже прошло, а вспоминается это блуждание по холоду — слякоти только с улыбкой.

 

хорошоплохо (никто еще не проголосовал)
Loading...Loading...

Tags:

Leave a Reply