№ 6.2 Философский диспут в Университете «Сера»

«Сера» не просто монастырь, а буддийский университет.
В каждом монастыре, ведущем учебную работу, своя программа, это зависит от ведущих наставников монастыря и школы, к которой относится монастырь.
В Тибете, одна из первых программ появилась под именем ка-ши «четыре предмета» (почти как наши однокашники), по прохождении которой присуждалась степень, по результатам ритуализованных дебатов. Сера относится к школе Гелуг.па.
Gelug.pa, основана великим реформатором, Ламой Дже Цонкапой, с целью возродить и сохранить значимость Этики и Знания в постижении учения Будды. Гэлуг - в переводе означает «Добродетель». Школа Гелуг основывается на определенной системе обучения буддийской философии и искусства ведения дебатов. Всё обучение в этой школе построено вокруг дебатов.

В монастыре строгая дисциплина ученика по отношению к учителю и четкий распорядок дня. Все сутки расписаны по часам, студенты встают в 5 - 6 часов утра.
Сегодня, как правило, учебный план в программе монастырского образования охватывает пять главных дисциплин: свод сутр о совершенстве мудрости – «Праджняпарамита», философию Срединного Пути – «Мадхъямака», теорию познания – «Прамана», феноменологию – «Абхидхарма» и монашескую дисциплину –«Винайя». (Не перестаю удивляться ёмкости буддийских терминов.) Все эти предметы тщательно изучаются с помощью диалектического метода, с использованием оригинальных текстов, а также комментариев к ним. Обучение занимает от 15 до 20 лет. По завершении этого курса монаху присваивается учёная степень Гэше (доктора буддийской философии).

Так что это не цирк, не рекламный трюк и не на потеху туристов. Это нормальная практика открытых дебатов, а в «Сера», мы присутствовали на обыкновенном учебном занятии. Традиция философского и медитативного образования, основанная Цонгкхапой, продолжает своё развитие в Сера и в наши дни.
Мы подождали некоторое время, когда в монастырском саду начнутся философские дебаты студентов монахов, на которых можно присутствовать и наблюдать.


По крутой лестнице мы прошли через ворота в отдельный садик за высокими стенами.


В саду высокие раскидистые деревья, вместо травы, крупный серый щебень. По периметру ограды было несколько входных ворот, и вдоль стен шел узенький тротуар.


Вначале садик заполнился туристами, которые разместились на тротуарах вдоль стен.


Затем по одному и группами через боковые ворота садик стали приходить монахи, в красных одеяниях.


В дальней части сада была одна единственная низенькая постройка, по внешнему виду похожая на будку путевого обходчика. Каждый из них вначале подходил к окну будки, как будто отметиться, потом искал место.

Некоторые монахи принесли с собой подушки, красного цвета, как и их одеяния и рассаживались.


Студенты все прибывали. Потом оказалось, что садились они группами, рядочками по трое.



Но стоящих монахов казалось всё же больше. Стоящие монахи распределились на группы к каждой сидящей группе.

Неуловимо по какому сигналу началось действо.
Те, которые стояли, начали задавать вопросы сидящим.
Это происходило особым образом и как-то одновременно.

Правая рука поднята в замахе, левая впереди, ладонью вверх и, формулируется вопрос.


Вопрос завершается движением рук. Правой ладонью хлопает сверху о левую и тут же, вытягивает правую руку в сторону того сидящего, к кому послан вопрос.


Вопрос задаётся энергично, напористо, уверенно, даже с азартным притопом.


А учитывая, что спрашивающий стоит, а отвечающий сидит, то ощущение психологического давления и превосходства усиливается.

Но и сидящий оппонент не лыком сшит, выслушивая вопрос спокойно, внимательно и не отвлекаясь, тут же начинает отвечать. Он не только понимает тему, а закрепляет изученное на практике. Студент должен отвечать не отсебятину, а следовать логике изучаемого трактата. Дело в том, что монахи выучивают тексты (первоисточник) наизусть (специальный наставник проверит у каждого выученное), а потом учитель дает комментарии к этим текстам (вначале, не свои лично, а тоже соответствующий первоисточник). Комментарии тоже учат, и учатся всё это понимать и применять. Диспут, это практикум.

Верный ответ экзаменатор подтверждает хлопком ладоней. Правой, о левую, сверху вниз. А неверный ответ подчеркивается хлопком тыльной стороны правой ладони о левую, как бы сбрасывая со счетов.
Никто без дела не стоял и ни сидел, все говорили, слушали, думали и реагировали, разбившись на группы.


Интересно, что возраст здесь не имел значение. На одном курсе были студенты разного возраста. Отвечать мог великовозрастный студент, а вопрос задавать совсем юный.


Попривыкнув к необычному действу, обратила внимание, что за диспутом присматривали монахи постарше, «кхэнпо» (знаток) по тибетски. В монгольском произношении — хамбо, а вот калька с тибетского написания читается - маг. Учебный процесс под постоянным контролем.

Сегодня в Тибете многое меняется, вот и у монахов, появилась еще одна деталь одежды, майка. Но жилетка, всё та же, традиционная для Тибета, бордового цвета с синей окантовкой по плечам. Вообще, эта часть монашеской одежды в начале, использовалась только в Тибете из-за высокогорного, холодного климата. Своего рода рубашка без рукавов с наплечниками, напоминающие слоновьи уши.
Однажды, в давние времена, когда Учение было приведено в упадок. Для проведения обряда посвящения в монахи (Бхикшу) нужно было четыре монаха. Но в Тибете нашлось только трое. И они были вынуждены пригласить четвертого из Китая. А так как китайские монахи носили синие одежды, то как символ того, что тибетская традиция чтит китайскую и в знак уважения за помощь в возрождении буддизма в Тибете, тибетские монахи носят наплечники обшитые синей тесьмой по контуру.
Если говорить собственно о буддийском монастырском образовании, то в нем изначально и до сих пор нет деления на светское и духовное, на религию и науку. Оно единое и монах, получивший образование в монастыре имеет высокообразованный ум. Потому что система образования сумела сохранить свою школу, традиции и память.

хорошоплохо (никто еще не проголосовал)
Loading...Loading...

Tags: , , ,

Leave a Reply